О возможностях персонифицированного повышения квалификации в 2012 году рассказала Наталья Григорьевна Калашникова, д.п.н., профессор, проректор АКИПКРО по инновациям и инвестициям.
В этом году финансовый механизм персонифицированной системы повышения квалификации (ППК) отрабатывается в рамках проекта Комплекса мер по модернизации общего образования. Можно выделить несколько особенностей ППК, а именно:
Следует отметить, что некоторые организации - участники системы повышения квалификации – пытаются проводить курсы «на опережение», заключают договоры с последующей оплатой до заключения губернатором Соглашения с Министерством образования и науки РФ, и, соответственно, до прихода денег. На это районы не должны идти, это недопустимо, договоры должны заключаться после подписания Соглашения.
Перед каждым участником ППК, как уже было сказано, – и преподавателем, и обучающимся - стоит задача: проверить, какова отдача курсов ППК? Оценивается комплексный результат:
- что сделано, какой продукт создан в рамках курсов?
- что изменилось в системе работы учителя с детьми?
- что учителя донесут до родителей?
Важно, что происходит усиление ответственности участников курсов за результат повышения квалификации. ППК должна быть ориентирована именно на результаты.
Вторая задача – связать итоговое балльное оценивание с качеством результатов повышения квалификации и проведением аттестации педагогических кадров. В конечном итоге от этих данных будет зависеть выплата стимулирующей оплаты труда. Для этого должна быть создана автоматизированная система, в которой будут храниться данные итоговой аттестации, на которые будут опираться при переаттестации учителя. Кроме того, учителю вместе с удостоверением о повышении квалификации будет выдаваться приложение с оценкой результатов повышения квалификации.
Особенность ППК в том, что курсы должны выстраиваться в соответствии с запросами обучающихся. Системно-деятельностная основа курсов ППК предполагает, что учителя осваивают не только знаниевый блок, но и обязательно – практическую деятельность, в том числе, участвуют в стажерской практике на базовой площадке. А модульный характер курсов позволяет набирать 72 часа и более из разных модулей, создавая индивидуальную образовательную программу.
Изменилась и форма технического задания учителю, в ТЗ усилилась ориентация на практику. Имеются задания, связанные с изучением вопросов, представления их в своих педагогических или методических коллективах. И обязательно усиливается предметная направленность: разработка учебных программ школьных предметов, создание системы оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) и их развития у школьников, создание системы оценивания внеурочной деятельности и т.д.
На решение перечисленных задач ориентированы все курсы по персонифицированной системе повышения квалификации, в том числе и бюджетные.