Первомайская школа Бийского района активно распространяет инновационный опыт
В новом учебном году на базе МБОУ «Первомайская СОШ» Бийского района уже второй раз прошла стажерская практика по теме «Реализация
инновационной модели интеграции элементов робототехники в образовательный процесс младших школьников в условиях ФГОС». Напомним, что в нашей школе в рамках Федеральной стажировочной площадки «Достижение нового качества образования через развитие инновационной инфраструктуры Алтайского края» успешно реализуется ещё одна программа стажёрской практики по управлению разработкой и реализацией инновационных образовательных проектов учителей.
Стажёрская практика началась с рефлексивной самодиагностики стажёрами личного опыта по теме. Итогом первого этапа стало формирование индивидуальных целей и программ стажировки.
Основное содержание стажёрской практики - экспертно-аналитическая деятельность. Татьяна Витальевна Гаврутенко, тьютор базовой площадки, представила модель интеграции элементов робототехники в образовательный процесс младших школьников, охарактеризовала организационно-педагогические условия реализации модели. Результатом стажировки стала оценка эффективности представленной модели (критерии эффективности стажеры разработали в процессе группового обсуждения).
Неподдельный интерес вызвало у стажеров (присутствовало 38 учителей из различных ОУ Алтайского края) занятие во 2 «А» классе в рамках курса внеурочной деятельности «Основы LEGO-робототехники». Тема занятия «Конструирование и программирование действий обезьянки-барабанщицы». В отзывах стажеров было отмечено, что учащиеся продемонстрировали знания не только в области робототехники, но и окружающего мира, литературного чтения, информатики и ИЗО. Поразил тот факт, что ученики уже в начале второго класса умеют самостоятельно ставить перед собой учебные
цели, разрабатывать пути их достижения, оценивать свои действия, владеют навыками работы на ноутбуках, свободно программируют действия роботов с помощью программного обеспечения. Т.В. Гаврутенко удалось показать высокий сформированности предметных, метапредметными результатов. Опыт внедрения образовательной робототехники в учебно-воспитательный процесс убедил, что использовать Перворобот LEGO Education WeDo™ можно, как на различных уроках в начальной школе, так и в других видах деятельности.
Продуктивным результатом работы на данном этапе стала разработка критериев эффективности демонстрационного занятия, доработка схемы его анализа.
Одним из важных результатов деятельности стажеров стала разработка проектными группами критериев экспертной оценки занятий в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В процессе практической работы стажеры провели экспертизу урока с использованием элементов образовательной робототехники.
Учителя отметили, что занятия с использованием роботов, программированием их действий позволяет установить межпредметные связи с информатикой, математикой, окружающим миром, технологией. Это способствует эффективному формированию метапредметных результатов.
Мастер-класс по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе факультативного курса «Основы LEGO-робототехники» способствовал освоению стажерами основ конструирования и программирования действий роботов. В групповой работе учителя определили различия проектной и исследовательской деятельности младших школьников, что позволило разработать критерии оценки исследовательского проекта обучающихся по робототехнике, которые станут основой в организации проектной деятельности младших школьников на базе своего ОУ.
Продуктом стажерской практики стало проектирование собственных модельных способов адаптации изученного опыта в условия своей школы. Стажёры выделили сущностные характеристики опыта школы-базовой площадки и результатов её работы, проблем, которые этот опыт позволяет решить.
Ценным стал рефлексивный анализ стажёрами возможностей применения опыта деятельности базовой площадки в собственном образовательном учреждении. Учителя спроектировали требования к условиям и определили риски применения этого опыта. Индивидуальные он-лайн консультации продолжались еще в течение недели.
Высокий уровень удовлетворенности стажерской практикой был отмечен у 100% участников. Стажерская практика обеспечила условия для развития компетентности учителей в области интеграции элементов робототехники в образовательный процесс младших школьников.
Самое главное - практике нет конца, есть продолжение, т.к. уже в начале ноября пройдет совместный выездной семинар на базе МБОУ «СОШ №25» с учителями начальных классов г. Бийска, где подробно будет рассмотрена «Модель организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников как механизма метапредметного обучения». Кроме того есть запрос на новую стажировку.
Результаты анализа стажерских практик убеждают в действенности и эффективности выбранной формы. Стажировка педагогических кадров как специально организованная форма повышения квалификации является оперативным и эффективным средством совершенствования профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений и вооружения их новыми технологиями, методами управленческой и образовательной деятельности. Данная форма работы позволяет совершенствовать и развивать имеющийся опыт, оттачивать не только собственное профессиональное мастерство, но и развивать потенциал других педагогов.
Тем самым стажировка становится мощным мотивирующим фактором изменения личностной позиции педагога по отношению к его профессиональному самообразованию, что позволяет повышать качество образования.