Организация экспертно-аналитической деятельности в рамках стажерской практики
Организованная тьютором экспертно-аналитическая деятельность во время стажерской практики позволяет стажерам более глубоко изучить, понять модель образовательной системы, инновационный опыт базовой площадки. Особенностям организации такой деятельности был посвящен вебинар, прошедший 18 ноября.
Первый вопрос «Экспертиза образовательных проектов» был раскрыт Инной Игнатьевной Дранникой, к.п.н., доцентом кафедры управления качеством образования, научным консультантом базовой площадки: «Наша с Вами задача – восстановить, актуализировать Ваши знания об экспертизе, привести в систему, чтобы на основе этого анализировать опыт базовой площадки по проведению стажерской практики. Предлагаю Вам в рамках вебинара ответить на вопросы: Какие ценностные наработки Вы сумели выявить по организации и содержанию стажерской практики? Какие проблемы Вы могли бы решить в Вашей образовательной организации с помощью этих наработок?»
Инна Игнатьевна обсудила с участниками вебинара следующие вопросы:
Татьяна Витальевна Гаврутенко, к.п.н., заместитель директора по НМР, тьютор базовой площадки, представила обобщенный опыт организации и проведения стажерских практик в Первомайской школе Бийского района: «Я предлагаю обсудить актуальный вопрос, как организовать экспертно-аналитическую деятельность стажеров, для того, чтобы погрузить их в рефлексивную деятельность по осознанию, пониманию инновационного опыта. Соответственно полученные знания лягут в основу собственной модели управления, разработанной стажерами по итогам стажировки. Наша базовая площадка позиционирует инновационный опыт по двум направлениям: «Распространение модели управления разработкой и реализацией инновационных образовательных проектов учителей в условиях ФГОС» и «Распространение модели интеграции элементов робототехники в образовательный процесс младших школьников в условиях ФГОС». Сегодня хотелось бы приводить примеры по первому направлению».
Основные вопросы для обсуждения касались понятия «экспертно-аналитическая деятельность», организации такой деятельности на стажерской практики, требований к заданиям экспертно-аналитического характера и функций экспертно-аналитической деятельности стажеров.
Татьяна Витальевна, выделив три объекта экспертизы на стажерской практике по первому направлению: качество модели управления, качество условий реализации модели, качество инновационных образовательных проектов, - последовательно представила конкретные задания для стажеров по экспертизе каждого объекта: «важно, что задания формулируются таким образом, что стажерам не дается готовая информация, стажеры погружаются в субъектную позицию через экспертно-аналитическую деятельность».
При изучении модели образовательной системы базовой площадки важным является также анализ стажерами нормативно-правового и организационно-методического обеспечения данной модели. В Первомайской школе на этом этапе стажерам предоставляется следующий пакет материалов: положение об управлении РИРИОП; приказы, распоряжения, протоколы заседаний проектных команд учителей; программа управления; инновационные образовательные проекты учителей; методические рекомендации «Управление разработкой и реализацией инновационных образовательных проектов учителей в условиях ведения ФГОС» и др. Татьяна Гаврутенко отметила значимость методических рекомендаций: «данные рекомендации адресованы руководителям школ, заместителям директоров, руководителям проектных команд учителей. В них прописаны процедуры технологии управления РИРИОП, логика разработки инновационных образовательных программ. Отдельный блок посвящен тому, как организовать эффективную команду учителей для разработки проектов. В приложении – диагностический инструментарий: как определить эффективность работы команды учителей, критерии оценки инновационного образовательного проекта».
В выступлении тьютора Первомайской школы-базовой площадки ФСП важным является понимание наличия обратной связи между стажером и базовой площадкой: «Что дает тьютору и базовой площадке экспертно-аналитическая деятельность? С одной стороны, мы понимаем насколько владеют знаниями стажеры в области управления РИРИОП, насколько они понимают, что такое инновационный образовательный проект, как его необходимо разрабатывать. С другой стороны, экспертиза – это не только оценка того, как проект соответствует требованиям. Для нас ценны рекомендации стажеров по корректировке, улучшению данного проекта. Стажерская практика не только способствует распространению инновационного опыта, но и позволяет улучшить инновационную образовательную практику ОУ-базовой площадки».
Подводя итоги, Татьяна Витальевна отметила, что «через экспертно-аналитическую деятельность стажер понимает, насколько та инновация, которая представлена в инновационном образовательном проекте, является подлинной, кроме того, стажер погружается в рефлексию, в результате которой он выявляет дефициты в собственной профессиональной деятельности; а когда стажер экспертирует качество инновационного образовательного проекта, он также анализирует, а какое содержание, формы и методы могут использоваться на базе своего образовательного учреждения. Таким образом, экспертно-аналитическая деятельность стажера является механизмом повышения эффективности управления качеством образования в собственном образовательном учреждении».
Подробнее с материалами выступающих можно познакомиться на сайте федеральной стажировочной площадки, в разделе «Вебинар».
Также по Вашей заявке мы можем предоставить Вам видеозапись вебинара. Заявку направляйте на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.