МБОУ «СОШ № 76» Центрального района г. Барнаула представляет фрагмент урока в 4В классе (пилотный класс, который в 2014/2015 учебном году будет учиться по ФГОС ООО, учитель Муратова Ольга Борисовна).
В видеофрагменте представлены приемы организации компонента учебной деятельности «Целеобразование» на уроке русского языка по теме «Наречие».
Целеполагание – важный этап урока, так как помогает учащимся решать учебную задачу: ставить и сохранять ее, преобразовывать практическую задачу в познавательную, способствует зарождению мотивов саморазвития.
Структура компонента учебной деятельности
Операция 1. Создание целостного образа ситуации.
Учитель использует мотивирующий прием «яркое пятно»: группы учащихся разгадывают ребусы. Образованные слова «вчера», «устно», «завтра», «вкусно», «весело», «вокруг» выводят учащихся на тему урока – «Наречие».
Учитель фиксирует тему урока на доске.
Операция 2. Определение границ собственного знания в рамках ситуации.
Сначала учащиеся делятся друг с другом знаниями о наречии, полученными на предыдущих уроках. Затем ученики выполняют практическое задание на умение ставить вопросы к наречиям, чтобы найти ответ на вопросы: «Почему наречия имеют разные вопросы?», «Что нам дает ответ на данный вопрос?».
Операция 3. Кристаллизация проблемы, формулировка цели.
На данном этапе учащиеся вспоминают, что все части речи делятся на группы. Наречия также выделяются в отдельные группы. Какие?
Учащиеся приходят к выводу, что они не все знают о наречии, так как не могут дать ответ на поставленный вопрос.
Чтобы сформулировать цель урока, учащиеся выполняют практическое задание: пробуют разбить наречие на группы. Задание вызывает у детей затруднение.
Заданная учебная ситуация выводит учащихся на цель урока: «Каких знаний нам не хватает, чтобы выполнить задание?». Учащиеся после обсуждения в группах в сотрудничестве с учителем формулируют цели урока:
- хочу знать, по каким признакам наречия выделяются в группы;
- хочу знать, какие группы наречий существуют в русском языке.
Операция 4. Фиксация цели.
Учитель фиксирует цели урока на доске.
Данный опыт показал важность целеобразования, так как дети учатся формулировать и фиксировать проблему. Групповая работа вселяет уверенность детей в возможность ее решения в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Заместитель директора по УВР: Васютина Людмила Алексеевна