Навигация:   ГлавнаяФСП 3Новости«Современные механизмы повышения качества управления муниципальной системой образования».
Создано 22 Декабрь 2014 Автор: Герасимова Софья Владимировна Категория: Новости

IMG 202016 декабря прошла VI межрегиональная научно-практическая конференция «От качества образования – к качеству жизни», в рамках которой была организована работа секции по теме «Современные механизмы повышения качества управления муниципальной системой образования». В мероприятии приняли участие руководители муниципальных органов управления образованием, специалисты Главного управления образованием, Алтайской государственной педагогической академии, всего 74 человека.

С докладом «О независимой оценке качества деятельности образовательных организаций» выступила Ольга Николаевна Бутенко, заместитель начальника Главного управления образования и молодежной политики, начальник отдела качества образования. Ольга Николаевна рассказала об основаниях для создания независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, акцентировала внимание на нормативных документах федерального и краевого уровней; об основных механизмах оценки качества деятельности образовательных организаций и критериях проведения независимой оценки (в т.ч. открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций). Ольга Николаевна подчеркнула, что независимая оценка уже существует: в Алтайском крае в течение 10 лет реализуется ЕГЭ и в последние годы в его проведение вовлекается общественность; во всех образовательных организациях края созданы сайты и родители стали чаще заходить на сайты школ и детских садов, соответственно сайт надо наполнять той информацией, которая будет интересна и доступна всем.

Ольга Николаевна обратила внимание присутствующих на то, что удовлетворенность качеством деятельности образовательных учреждений уже измеряется в течение нескольких лет, проводятся социологические опросы от Администрации Алтайского края, результаты обсуждаются на окружных форумах. Теперь это будет комплексная оценка деятельности ОУ Общественным советом (комиссией) оценки качества образования по разработанным показателям в рамках общих критериев. Ольга Николаевна подробно остановилась на основных направлениях проведения независимой оценки в образовательных организациях:

1) открытость и доступность информации об образовательной организации посредством контент-анализа сайта и информации в здании образовательной организации;

2) комфортность условий и доступность получения образовательных услуг посредством наблюдения в здании и на территории образовательной организации;

3) доброжелательность, вежливость и компетентность работников образовательной организации посредством контрольной закупки-эксперимента (контрольный звонок в образовательную организацию);

4) удовлетворенность качеством обслуживания посредством опроса (анкетирования) родителей (законных представителей) воспитанников, обучающихся.

По мнению Ольги Николаевны, важно сосредоточить внимание на таких составляющих независимой оценки качества образовательной деятельности как: формирование технических заданий, определение операторов (формирование корпуса экспертов, проведение исследований в рамках независимой оценки/подготовка аналитических справок, подготовка отчета, формирование рейтингов, размещение информации). Организатором оценки качества образования в Алтайском крае назначен Алтайский краевой информационно – аналитический центр.

Ольга Николаевна обозначила риски, которые существуют при проведении независимой оценки качества образования в муниципалитетах края: отсутствие кадров в муниципалитете для проведения такой работы, неправильное использование методик проведения оценки. Возможные пути преодоления рисков, по мнению Ольги Николаевны – это передача полномочий отдельным муниципалитетам, в которых есть ресурсы и которые смогут на высоком уровне провести оценку качества образования, включение муниципальных общественных советов по развитию образования в число экспертов. В комитете по образованию должен быть специалист, который понимает все про оценку качества образования. В 2015 году 30% образовательных учреждений Алтайского края пройдут независимую оценку качества образования, оценивать будут наши потребители услуг. В связи с этим с января 2015 года пройдет серия селекторных совещаний, посвященная вопросам независимой оценки качества образования.

Игорь Васильевич Кисельников (начальник отдела мониторинга и контроля качества ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», к.п.н., доцент), рассказал о современных тенденциях в области управления качеством образования, в том числе в мировой практике, о подходах к понятию качества с точки зрения технического и практического аспектов, привел примеры современных систем управления качеством и принципы их существования. Игорь Васильевич обозначил проблему развития систем оценки качества образования: недостаточная целостность и сбалансированность процедур и механизмов оценки, что не позволяет обеспечить единство оценки качества образования, требуется формирование национальных исследований. С этого года такая система заработала, исследования прошли в 5, 7 классах. Далее планируется провести исследования в начальной школе и по информатике 2 раза в течение года, в будущем появятся и другие предметы. Впервые в Алтайском крае прошел мониторинг качества математического образования, получены очень важные результаты, которые дадут возможность взглянуть на реальные проблемы и успешно их решать.

Евгений Викторович Кайгородов, директор КГБУО «Алтайский краевой информационно-аналитический центр», рассказал об использовании информационных технологий в оценке качества образования в Алтайском крае. В своем выступлении Евгений Викторович особое внимание уделил оценке качества деятельности образовательной организации. Такая оценка осуществляется в первую очередь на основе общедоступной информации, способ получения такой информации - сайты образовательных организаций. По итогам федерального мониторинга в Алтайском крае обеспеченность образовательных организаций сайтами составляет 100 %. Евгений Викторович подчеркнул, что в соответствии с приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» к структуре сайтов образовательных организаций выдвигаются новые требования, в том числе представление пунктов меню сайта в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку, что позволит в дальнейшем осуществлять автоматизированный мониторинг сайтов независимыми организациями. В качестве технической поддержки «Алтайский краевой информационно-аналитический центр» предлагает образовательным организациям Алтайского края бесплатный хостинг, бесплатный домен edu22.info, конструкторы для создания сайтов, шаблоны сайтов для школ и детских садов.

Лариса Васильевна Исакова, председатель комитета по образованию г. Заринска, остановилась в своем выступлении на государственно – общественном управлении на уровне муниципалитета и образовательной организации и обратила внимание присутствующих на тот факт, что наиболее активной позицией отличаются родители обучающихся, живущих в малых городах. Первыми органами государтсвенно – общественного управления в школах были советы школы, потом начали формироваться механизмы общественного участия на уровне муниципалитета – совет по развитию образования (муниципальных общественный совет). Наблюдаются эффекты: осознание родителями своего права влиять на образовательный процесс, рост престижа образования, его открытости, повышение ответственности педагогов. Но вместе с тем, по мнению Ларисы Васильевны, существует проблема – это недостаточная сформированность гражданского общества и заказа общества на участие в управлении образованием, поэтому надо менять нормативно – правовой статус органов ГОУ.

Артем Юрьевич Артамонов, председатель комитета по образованию Целинного района, рассказал о разработанной в районе еще в 2009 году модели ГОУ. Тогда еще был создан общественный совет по развитию образования, в который входят представители всех других общественных организаций района, 4 представителя от родителей, 3 специалиста комитета по образованию, представители от предпринимателей и другие. В районе также создан районный сайт родительской общественности, проводятся трудовые десанты совместно с советом отцов, управленческие решения принимаются совместно со старшеклассниками. Предприниматели района включаются в финансирование проектов: организовано профильное обучение (химико – биологический профиль) в одной из школ района по инициативе пивоваренного предприятия, проводится профильная смена спортсменов – лыжников и др.

Наталья Владиславовна Полосина, председатель комитета по образованию г. Барнаул, остановилась на взаимодействии руководителя органа управления образованием с общественными структурами: общественная палата, городская Дума, совет женщин и др., которые напрямую взаимодействуют с образованием. Наталья Владиславовна отметила, что на сегодняшний день удалось найти взаимопонимание с большинством общественных организаций: совет отцов и совет женщин любят посещать загородные оздоровительные лагеря, детские сады, образовательные кластеры. Осведомленность общественных организаций об успехах, состоянии дел и проблемах учреждений системы образования позволяют решать проблемы: на 70 % в детских оздоровительных лагерях заменено технологическое оборудование, на 80 % - мебель, заменено асфальтовое покрытие. Важно вовлечь представителей общественных организаций в работу всех координационных советов.

Участники секции поддержали проект резолюции и предложение присвоить форуму имя Ивана Кирилловича Шалаева.

Информацию подготовили: Г.А. Кострубова (помощник проректора КГБОУ АКИПКРО), Е.И. Широкова (методист отдела координации проектов научно-методического центра сопровождения модернизации образования КГБОУ АКИПКРО).

Навигация:   ГлавнаяФСП 3Новости«Современные механизмы повышения качества управления муниципальной системой образования».
.