В список основных документов модернизации образования входит Профессиональный стандарт «Педагог». Этот документ определяет, каким должен быть учитель: «Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу».
Для того чтобы реализовать этот документ, чтобы внедрить его в работу школ, преподаватели КГБОУ АКИПКРО включали учебный модуль, посвященный изучению профессионального стандарта, в курсы повышения квалификации. Некоторые слушатели оставили отзывы о самом документе и о работе с учебным модулем по этой теме:
Быкова Лариса Михайловна (учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 2» города Бийска)
«Профессиональный стандарт педагога помог мне разобраться в основных требованиях, предъявляемых к квалификации учителя. В ходе работы я сравнила свои профессиональные качества со стандартом, определила свои слабые места и наметила перспективы профессионального развития. Особых затруднений в работе с данным документом не было.
Жизнь ставит свои задачи, новые вызовы, и этому надо соответствовать. Учитель должен найти гармонию между новым и классическим старым. Недостаточно тех квалификационных характеристик и действующих должностных инструкций, на основе которых сегодня осуществляется аттестация педагогических работников. Сегодня открытость сложному противоречивому миру, постоянная готовность к изменениям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – неотъемлемые профессиональные качества успешного работника в любой сфере деятельности, включая педагогическую. Стремительно меняющаяся жизнь ставит перед всеми, в том числе перед школой, новые задачи, решать которые не приходилось раньше. Новый профессиональный стандарт – тот ориентир, к которому предстоит двигаться поэтапно».
Лукьянченко Любовь Александровна (учитель начальных классов МБОУ «Целинная СОШ № 2»)
«Появление документа "Профессиональный стандарт педагога" своевременно и актуально. Документ четко регламентирует требования, предъявляемые к педагогу. После прочтения, каждый может сравнить свою профессиональную компетенцию и наметит цели для повышения своего профессионализма. Он выдвигает требования к учителю, но "делает" это не в жесткой авторитарной форме, а с уважением к педагогу! Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста».
Кухтина Ольга Николаевна (учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 14» г. Яровое)
«Работа над модулем позволила мне провести самоанализ профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить направления дальнейшего профессионального совершенствования.
Абсолютно согласна с тем, что «учитель русского языка должен»:
1) Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися;
2)Знать и использовать стандартное общерусское произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды;
3) Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона;
4)Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, не нормативной лексики».
Перевозчикова Евгения Петровна (учитель МБОУ «Малоугреневская СОШ» Бийского района)
«Содержание данного модуля значимо для развития моей профессиональной деятельности в качестве педагога и руководителя районного методического объединения. Предоставленные материалы позволили получить полное представление о профессиональном стандарте педагога, о трудовых функциях, систематизировать полученные знания, провести самоанализ своей профессиональной деятельности, спланировать работу РМО в соответствии с актуальными направления государственной образовательной политики.
Наибольший интерес в содержании модуля вызвали Приложения с текстами нормативных документов, подробное описание трудовых функций педагогов, возможность спланировать свою деятельность в соответствии с краевым планом внедрения профессионального стандарта.
Тема профессионального стандарта очень полно освещена в модуле, отдельное спасибо за приложения и презентации, за доступное столь разностороннее представление стандарта».
Перепечкина Валентина Ивановна (учитель английского языка МБОУ «СОШ № 117» г. Барнаул, руководитель школьного МО учителей гуманитарного цикла)
«Работа над профессиональным стандартом помогла:
сформировать теоретическую базу по изучаемому вопросу;
соотнести свои квалификационные характеристики с теми, которые определяются стандартом;
определить свои функции как педагога и круг своих обязанностей;
понять, что необходимо постоянно учиться и повышать квалификацию, чтобы соответствовать требованиям стандарта».
Ходакова Антонида Ивановна (учитель истории и обществознания МБОУ «Дмитро-Титовская СОШ» Кытмаовского района)
«Профессиональный стандарт позволил чётко осмыслить требования, которые предъявляются ко мне, как к педагогу основного и среднего общего образования.
Используя данный документ, удалось провести самоанализ, дать самооценку своей профессиональной деятельности, выделить проблемы.
На основе выделенных проблем, удалось скорректировать план по самообразованию и повышению квалификации.
Ваша методика изучения стандарта была использована при обсуждении данного вопроса на районном методическом объединении.
Работу организаторов по составлению модулей и организации курсов оцениваю на 100 баллов. Огромное спасибо за то, что, с помощью пошаговых заданий, помогаете собрать в систему все знания, умения, осмыслить свои действия. А когда приходит ясность, приходит и желание работать, и хорошо работать!Ещё раз огромное спасибо!»
Баташова Виктория Николаевна (заместитель директора по НМР МБОУ «Гимназия №166 города Новоалтайска»)
«Профессиональный стандарт помог понять, какие трудовые функции и действия должен выполнять педагог современной школы, какие умения и знания необходимы для выполнения трудовых действий и функций.
Трудовые действия, перечисленные в стандарте педагога, определяют содержание нашей профессиональной деятельности. Перечень умений и знаний – содержание программ повышения квалификации, оценки уровня знаний педагога при аттестации.
Стандарт предлагает изучить уровень владения педагогом профессионально значимых умений через наблюдение, диагностику, экспертизу деятельности силами образовательного учреждения. Полученные данные будут использоваться при аттестации педагога, а также при его стажировке при приеме на работу.
Стало понятно, что содержание стандарта необходимо изучать и анализировать на уровне образовательной организации и в профессиональных сообществах для того, чтобы добиться понимания предъявляемых требований к педагогам, проанализировать проблемные зоны в умениях, знаниях и организовать методическую деятельность по данным направлениям.
Мне удалось изучить структуру профессионального стандарта и понять, что он является объективным измерителем квалификации педагога при оценке результатов его профессиональной деятельности (аттестационные процедуры, процедуры стимулирования труда учителя). Также стало понятно, какие лично значимые цели в освоении трудовых функций, прописанных в стандарте, мне необходимо поставить перед собой и какие профессиональные задачи предстоит решить, чтобы соответствовать требованиям современного образования в условиях его модернизации».