По словам Плешковой Ольги Александровны, начальника отдела воспитания и дополнительного образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, проект «Школьная служба примирения» для Алтайского края, с одной стороны, не нов, потому что есть группа людей, которые в нем давно принимают участие, как на уровне обучения, так и на уровне реализации. С другой стороны, для большинства школ Алтайского края он является новым.
Национальная стратегия в защиту интересов детей велит нам руководствоваться задачей по созданию служб медиации: к 2017 году они должны быть созданы в каждой школе. В крае проект сначала реализуется в пилотном режиме, затем, после обсуждения возникающих проблем и определения наиболее коротких для достижения главной цели путей, он будет рекомендован для реализации в каждой школе.
Чтобы ребенок рассказал о своей проблеме, надо его научить говорить, а других научить слушать и слышать. Если бы мы все – и классные руководители, и педагоги-психологи, и учителя-предметники умели выслушать ребенка, наверное, меньше было бы конфликтных ситуаций. Важно научить общаться и в семье – родителей друг с другом и с детьми.
Службы примирения потом свои задачи расширят, и поле деятельности будет гораздо больше. Это все опирается на умение общаться.
Если родители будут знать, что большинство конфликтов можно будет решать до того, как они станут конфликтами общешкольного масштаба, наверное, будет больше заинтересованных лиц, у школ будет больше участников в этом процессе, а самое главное, больше единомышленников.
Это направление на перспективу.
Митина Алёна Александровна, к.п.н., доцент кафедры общественных дисциплин и воспитания КГБОУ АКИПКРО, представила работу сообщества школьных служб примирения, организованного на сайте АКИПКРО: «Сообщество содержит библиотеку и форум. В библиотеке у нас размещены информационные ресурсы, начиная от методических рекомендаций, различных схем, которые помогают создавать школьную службу примирения. А в форуме обозначены наиболее живые темы, наиболее живые ситуации». В сообществе расположены нормативные документы, в частности, Приказ Главного управления № 6329, в котором зафиксированы нормативные основания, как создаются службы примирения, кто проходит обучение для работы в этих службах, их обязанности, список школ-пилотов.
По словам Алены Александровны, Алтайский край – это единственная территория, в которой из всех субъектов Российской Федерации работа по созданию школьных служб выстроена на системной основе. В чем системность? Шаги по созданию школьной службы примирения обсуждаются в педагогическом сообществе, с представителями школьного уровня, представителями университетского уровня, с представителями родительской общественности, в дискуссии участвуют специалисты-юристы, специалисты-психологи, специалисты-педагоги, - таким образом, школьная служба примирения создается не на пустом месте. Она вписывается в то пространство, которое уже существует. Она вписывается и регулируется Законом 120-м, Законом 124-м, и связана она с Указом Президента 761-м, это единственный документ, который напрямую говорит, что в школах к 2017 году школьные службы примирения должны быть созданы.
И в стандартах нового поколения тоже говорится, что результатом нашей с вами деятельности должны быть ребята с другими компетенциями. Не просто умение слышать, умение слушать, но как одна из компетентностей – в условиях конфликта умение выбирать адекватный способ поведения и выходить из конфликтной ситуации, восстанавливая отношения.
Это подтверждают слова педагога-психолога Абрамович Елены Леонтьевны (Лицей № 3 г. Барнаула): «Мы за 15 лет научили детей говорить фразу «Вы не имеете права», но мы не научили их, что они имеют право рассказывать о своих чувствах, о чувствах другого человека и находить выход из конфликтной ситуации».
А.А. Митина подчеркнула, что на региональном уровне тоже у нас создано довольно много документов, которые говорят о том, что школьные службы примирения должны быть, и в какую систему они вписываются.