Митина Алёна Александровна, к.п.н., доцент кафедры общественных дисциплин и воспитания КГБОУ АКИПКРО:
В практике школ Алтайского края и всей России есть профилактическая модель. С кем работает эта модель? Это ребята, находящиеся в трудной жизненной ситуации. С ними проводим медиации. Их учим быть медиаторами. Главная цель этой работы – снижение подростковой агрессивности.
Помимо школьных служб примирения, есть другие, традиционные способы решения конфликтов. У нас есть совет профилактики, конфликтная комиссия по урегулированию споров участников образовательных отношений – она решает один спектр вопросов. И этот спектр вопросов связан с правом ребенка на получение образования. В совете профилактики определен нормативный способ решения конфликта. Взрослые люди или дети, которые присвоили себе нормативный способ поведения, говорят ребенку, как он должен себя вести.
А школьная служба примирения работает с другим спектром вопросов. Главные вопросы, которые ее интересуют: что ты как участник конфликта чувствовал? Чтобы человек объективировал, рассказал про свои чувства. Второй вопрос: как ты думаешь, что чувствовал другой человек, который стал участником конфликта? Третий вопрос: а как ты собираешься дальше жить? Не так, как мы знаем, как правильно, а как этот человек готов взять на себя ответственность. И мы ему помогаем.
Школьная служба примирения не подменяет психолога. Школьная служба примирения – это и дети, и родители, и вообще все взрослое сообщество, которое понимает: мы все люди, мы можем совершить ошибку, но и в нашей власти совместно эту ошибку исправить. Научиться просить прощения, прощать. Если что-то совершил – возмещать ущерб. А самое главное – самого себя прощать и делать шаг в следующую жизнь.
Вторая модель – воспитательная. Это не служба, это сеть, которая распространяется во все образовательные учреждения. Это и классные руководители, которые любят детей такими, какие они есть: «Есть проблемы - мы их будем решать, но моя любовь к вам не изменится». Это и классные часы в другой форме. А если конфликтная ситуация случится – ее тоже разбирать, задавая вопросы: «Что ты чувствовал? Как ты думаешь, что чувствовали другие? Какую ответственность ты готов на себя взять, чтобы изменить ситуацию?»
Это другая уже работа, которая требует не одиночек.
Третья модель, которая в школах может быть – это сервисная модель. Когда есть люди, которые в этом мире живут по-другому, которые верят, что мы все важны. Мы вместе помогаем друг другу быть человеками. В конфликтных ситуациях прошедшие обучение ребятишки и родители разбирают главные вопросы – не «Кто виноват?», а «Что делать?».
На сегодняшний день в пилотном проекте 15 общеобразовательных организаций из 10-ти муниципальных районов. Центром – оператором этого проекта является научно-методический центр развития воспитательных систем АКИПКРО.