Абрамович Елена Леонтьевна, педагог-психолог Лицея № 3 г. Барнаула, рассказала о создании школьной службы примирения в своей образовательной организации:
У нас есть определенный алгоритм создания школьной службы, которого мы четко придерживаемся. Это сначала обсуждение с администрацией создания службы, потом реклама, просвещение педагогического коллектива, школьного сообщества учеников, родительского сообщества, это реклама в лицейских изданиях, это размещение на школьном сайте кнопки и освещение этапов обучения коллектива на этой кнопке, и проведение параллельно тренинга по формированию социальных навыков. Есть информация на стенде, где периодически будут меняться новости со школьной службы примирения.
Тему продолжила Пидоренко Нинель Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ "Лицей № 3" г. Барнаула:
С чего мы начинали работу? Мы провели анкетирование родителей и детей – нужно ли это вообще кому-нибудь? Нашелся костяк педагогов, которые занимаются теперь школами примирения, нашлись родители, которые поддерживают эту идею, и, естественно, нашлись дети, которые тоже поддерживают нас и нашу работу.
Абрамович Елена Леонтьевна:
Дальше у нас освещение проходило на собрании, где родители приняли идею создания школьных служб примирения как некий альтернативный способ решения конфликтов. Те, которые на слуху – совет по профилактике, приглашение к администрации, к завучу, просто на разговор к классному руководителю – они нам известны. Но не всегда они приводят к тому эффекту, который мы хотим получить. Поэтому это пока воспринимается родителями как нечто другое, механизм, способный по-другому, без каких-то потерь выйти из этой ситуации. Мы понимаем, что все эти конфликты – они иногда возникают на эмоциональной почве, поэтому важно решать их неадминистративным путем.
Мы опрашивали детей: кому вы доверите разрешение конфликта? Дети выбрали в каждом классе один-два, до шести человек. И создали группу, которая работает.
Абрамович Елена Леонтьевна:
Тьюторы назначены, команды созданы, разработан план работы на 2014-2015гг, есть направления работы школьной службы примирения: просвещение, профилактика, обучение будущих медиаторов.
На сегодняшний момент еженедельно собирается группа, есть группа Вконтакте, где освещается, во сколько начинается занятие, мы разрабатываем некий логотип, свой значок, свое удостоверение, чтобы это было некая структура, организация, и, действительно, не просто мы собрались, поговорили, а есть четкие правила, и правила игры оговоренные, и это интересно ребятам, потому что наверное это сплачивает, единый стиль и единая идея.
Список участников службы примирения постоянный, но туда могут входить ребята, которым это интересно. Она не закрыта. Группа открыта в плане участия, потому что быть медиатором – это немножко другое, это определенные качества, определенные свойства, определенные навыки, определенные знания, которые, наверное, получаются не разово с приходом в нашу службу. Она открыта для тех, кто действительно хочет работать, и не закрыта для тех, кто просто хочет быть вместе с нами.
Мы рассчитываем, что наши 7-миклассники созреют и морально, и станут как наставники для других классов. Школьная служба примирения не отрицает, что в ней могут работать и детки, которые совершили правонарушения. Есть такое предложение, что эти дети могут быть своеобразными дружинниками нашего образовательного пространства по предотвращению конфликтов.
Мы взяли пока разрешение конфликтов ученик-ученик, конфликты учитель-ученик мы не беремся разрешать.
Мы поняли, что школьная служба примирения - это то, что должно сейчас быть инструментом в конфликтной ситуации, потому что поменялось общество, поменялись условия, поменялись сами дети.