Навигация:   ГлавнаяФСП 3Новости«Родительское самоуправление в системе государственно-общественного управления»
Создано 23 Апрель 2015 Автор: Elena_Loginova Категория: Новости

logoАвтор статьи:

Евгения Николаевна Мерзликина,

заместитель директора по ВР

Под такой темой 16-17 апреля 2015 года на базе МБОУ «СОШ № 6 с УИОП» г. Рубцовска прошла стажерская практика.

Программа стажировки была направлена:

- на освоение идеологии государственно-общественного управления в образовании,  основ разработки локальных актов, позволяющих нормативно обеспечить деятельность родительского самоуправления, 

- на развитие коммуникативной и информационной компетенций стажёров,

- на формирование мотивации к сотрудничеству у руководителей ОУ и представителей общественности в процессе управления ОУ.

Все участники получили презент-пакеты с материалами  инновационного опыта базовой площадки.

Открыла стажерскую практику заместитель директора по ВР Евгения Николаевна Мерзликина, которая с целью определения участниками стажерской практики собственного позитивного опыта и выявления проблем по данной теме, провела практикум «Организация самоанализа личного опыта стажеров». В конце данного обсуждения были сформулированы стажерами профессиональные затруднения, намечены цели стажировки.

Программу стажерской практики продолжила заместитель директора по УВР Наталья Ильинична Алистарова, которая познакомила присутствующих (из опыта работы) с механизмами участия родительской общественности в управлении ОУ и с формами участия родительской общественности в оценке качества и результатов деятельности образовательного учреждения:

-  общественное наблюдение,

-  общественная экспертиза, 

-  подготовка и обсуждение публичного доклада учреждения.

IMG 4921Особое внимание было уделено вопросу общественной экспертизы. Во время практикума участниками были заполнены анкеты и проведена экспертиза Положения о смотре-конкурсе Учебных кабинетов, разработанного Советом Учреждения МБОУ СОШ № 6.

Следующий вопрос, предложенный для изучения и обсуждения – «Структурно-функциональная модель партнерского взаимодействия».

Данную модель представила заместитель директора по ВР Евгения Николаевна Мерзликина: «Задачу развития ГОУ на уровне школы мы никогда не сбрасывали со счетов. Изучали имеющийся опыт коллег, российские наработки, совершенствовали работу общешкольных структур, участвующих в ГОУ. Понимая, что надо изменять устоявшуюся маломобильную структурную модель, формировали вокруг себя педагогическую команду единомышленников, вместе с ними мы расширяли круг и социальных партнеров. Наша модель ГОУ ОУ, как и у всех, имеет 4 компонентных блока: обучающиеся, родители, педагоги и внешняя общественность. Приоритетными  целями любой школы является создание наиболее благоприятных условий для развития всех обучающихся с учетом их склонностей, способностей, возможностей, а, следовательно, удовлетворение образовательных потребностей и интересов детей и их родителей. Опыт показывает, что организовать плодотворное общественное участие родителей и школьников в образовательном процессе, реализации образовательных и социальных программ непросто. Это связано с отсутствием свободного времени, скептическими настроениями, неумением взять на себя ответственность за результат. Поэтому в рамках развития ГОУ в школе принципиально важными являются задачи создания Структурно-функциональной модели партнерского взаимодействия».

Т.к. система социально-педагогического партнерства семьи (как представителя общественности и самостоятельного субъекта отношений) и школы (от имени государства и самостоятельного субъекта отношений) опирается на следующие инновационные и традиционные организационно-структурные элементы – общественное и государственное управление, участникам стажерской практики было предложено найти отличие государственного управления от общественного управления.

Затем Евгения Николаевна представила  одну из инновационных форм «Общественный штаб педобуча», входящую в систему структурных элементов, и предположила разработать  функционал данной инновационной формы.

Продолжила знакомство участников стажерской практики с опытом работы МБОУ СОШ № 6 Наталья Ильинична Алистарова: «Учет мнения родителей, их оценки способствуют улучшению деятельности школы. Количественный и качественный анализ ответов  родительской общественности позволяет выяснить мнение о тех сторонах жизни в школе, которые способствовали формированию у школьников чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в учебном заведении. С этой целью в нашем ОУ выстроилась система мониторингов, которые способствуют  изучению эффективности функционирования образовательного учреждения на основе анализа удовлетворённости участников образовательного процесса качеством работы школы».

IMG 4926Практическая часть позволила участникам принять участие в анкетировании, проанализировать сильные и слабые стороны методики удовлетворенности родительской общественности деятельностью ОУ, предложенной администрацией МБОУ СОШ № 6.

«Эффективность современных технологий воспитания в совместной деятельности семьи и школы» - так звучал следующий рассматриваемый вопрос, который для обсуждения предложила Евгения Николаевна Мерзликина. Евгенией Николаевной был представлен опыт работы родительского самоуправления в классе и проведена практика:

  •   написание эссе с детьми «Я - горжусь»
  •   составление кластера «10 добрых слов, которые я слышу каждый день от родителей»
  •   написание эссе с родителями: «Какие черты характера ваших детей вызывают у вас беспокойство и почему?»
  •   методика проведения  буккроссинга с родителями
  •   методика проведения флэштренига с родителями.

Участники стажерской практики с удовольствием составляли текст-обращение к родительской общественности с целью привлечения их к школьной (или внутри класса) акции «БУККРОССИНГ – Планета Книг» (используя материалы, представленные в презент-пакете) и после просмотра видеоролика «Ветер и цветок» обсуждали влияние подобных материалов на родителей, учащихся и самих учителей.

Немаловажный вопрос при работе с родительской общественностью – анализ совместной деятельности.

Заместитель директора по ВР Евгения Николаевна Мерзликина, предложила использовать методику SWOT – анализа. Используя материалы из презент-пакета, пользуясь подсказками презентации, стажеры научились составлять SWOT – анализ на примере  деятельности родительской общественности: экспертиза медицинского кабинета, смотр-конкурс «Учебный кабинет», участие в организации и проведении праздничной тематической программы.

Итоги стажерской практики подвела заместитель директора по УВР Наталья Ильинична Алистарова: «Закон «Об образовании» предоставил родителям право стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и школы на уровне социального партнерства, который бы обеспечивал:

  • •повышение степени участия родительской и более широкой общественности в управлении образованием
  • •дифференциацию взаимоотношений семьи и школы в зависимости от потребностей
  • •изменение юридических позиций
  • •расширение возможностей выбора семьей типа, характера и уровня основного образования
  • •качественные изменения психолого-педагогического просвещения населения
  • •повышение качества образования и степени удовлетворенности.

Наша задача – прислушаться, помочь, стать единомышленниками и партнерами. Сегодня мы соглашаемся с мнением Д.Уэбстера «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».

Проектная деятельность стажеров помогла создать итоговый продукт – БАНК ДАННЫХ, в который вошли:

  1. Нормативно-правовое обеспечение родительской общественной экспертизы  (Положения).
  2. Инновационные формы работы с родительской общественностью (сценарии и методики проведения определенных форм совместной деятельности родительской общественности и школы).
  3. Методики проведения мониторинга мнения родителей как одного из инструментов выстраивания учебно-воспитательного процесса ОУ.

Участники стажерской практики дали высокую оценку всей работе стажерской практики, ее организаторам и в целом коллективу МБОУ СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов:

«ФЛЭШТРЕНИНГ «Ветер и цветок», безусловно, обогатил мой педагогический арсенал, помог задуматься, «остановиться», посмотреть на себя со стороны, чутко прислушаться к себе. Полученные знания в полной мере можно применять на практике», - поделилась впечатлениями о стажировке Смыкова О.М., социальный педагог МБОУ СОШ № 11 г. Рубцовска.

Колмакова И.А., заместитель директора по ВР МБОУ «ООШ № 15», отметила эффективность системы работы с родительской общественность в классе, представленную МБОУ СОШ № 6, ее воспитательное значение, направленное на привлечение родительской общественности к участию в самоуправлении.

Кроме того, стажеры заверили, что обязательно будут использовать в своей работе воспитательные технологии, представленные базовой площадкой.

Напомним, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» с 2014 года является базовой площадкой ФСП-3 КГБОУ АКИПКРО «Улучшение качества государственно-общественного управления образованием на основе его децентрализации и распределенности».


Навигация:   ГлавнаяФСП 3Новости«Родительское самоуправление в системе государственно-общественного управления»
.