Евгения Николаевна Мерзликина,
заместитель директора по ВР
Под такой темой 16-17 апреля 2015 года на базе МБОУ «СОШ № 6 с УИОП» г. Рубцовска прошла стажерская практика.
Программа стажировки была направлена:
- на освоение идеологии государственно-общественного управления в образовании, основ разработки локальных актов, позволяющих нормативно обеспечить деятельность родительского самоуправления,
- на развитие коммуникативной и информационной компетенций стажёров,
- на формирование мотивации к сотрудничеству у руководителей ОУ и представителей общественности в процессе управления ОУ.
Все участники получили презент-пакеты с материалами инновационного опыта базовой площадки.
Открыла стажерскую практику заместитель директора по ВР Евгения Николаевна Мерзликина, которая с целью определения участниками стажерской практики собственного позитивного опыта и выявления проблем по данной теме, провела практикум «Организация самоанализа личного опыта стажеров». В конце данного обсуждения были сформулированы стажерами профессиональные затруднения, намечены цели стажировки.
Программу стажерской практики продолжила заместитель директора по УВР Наталья Ильинична Алистарова, которая познакомила присутствующих (из опыта работы) с механизмами участия родительской общественности в управлении ОУ и с формами участия родительской общественности в оценке качества и результатов деятельности образовательного учреждения:
- общественное наблюдение,
- общественная экспертиза,
- подготовка и обсуждение публичного доклада учреждения.
Особое внимание было уделено вопросу общественной экспертизы. Во время практикума участниками были заполнены анкеты и проведена экспертиза Положения о смотре-конкурсе Учебных кабинетов, разработанного Советом Учреждения МБОУ СОШ № 6.
Следующий вопрос, предложенный для изучения и обсуждения – «Структурно-функциональная модель партнерского взаимодействия».
Данную модель представила заместитель директора по ВР Евгения Николаевна Мерзликина: «Задачу развития ГОУ на уровне школы мы никогда не сбрасывали со счетов. Изучали имеющийся опыт коллег, российские наработки, совершенствовали работу общешкольных структур, участвующих в ГОУ. Понимая, что надо изменять устоявшуюся маломобильную структурную модель, формировали вокруг себя педагогическую команду единомышленников, вместе с ними мы расширяли круг и социальных партнеров. Наша модель ГОУ ОУ, как и у всех, имеет 4 компонентных блока: обучающиеся, родители, педагоги и внешняя общественность. Приоритетными целями любой школы является создание наиболее благоприятных условий для развития всех обучающихся с учетом их склонностей, способностей, возможностей, а, следовательно, удовлетворение образовательных потребностей и интересов детей и их родителей. Опыт показывает, что организовать плодотворное общественное участие родителей и школьников в образовательном процессе, реализации образовательных и социальных программ непросто. Это связано с отсутствием свободного времени, скептическими настроениями, неумением взять на себя ответственность за результат. Поэтому в рамках развития ГОУ в школе принципиально важными являются задачи создания Структурно-функциональной модели партнерского взаимодействия».
Т.к. система социально-педагогического партнерства семьи (как представителя общественности и самостоятельного субъекта отношений) и школы (от имени государства и самостоятельного субъекта отношений) опирается на следующие инновационные и традиционные организационно-структурные элементы – общественное и государственное управление, участникам стажерской практики было предложено найти отличие государственного управления от общественного управления.
Затем Евгения Николаевна представила одну из инновационных форм «Общественный штаб педобуча», входящую в систему структурных элементов, и предположила разработать функционал данной инновационной формы.
Продолжила знакомство участников стажерской практики с опытом работы МБОУ СОШ № 6 Наталья Ильинична Алистарова: «Учет мнения родителей, их оценки способствуют улучшению деятельности школы. Количественный и качественный анализ ответов родительской общественности позволяет выяснить мнение о тех сторонах жизни в школе, которые способствовали формированию у школьников чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в учебном заведении. С этой целью в нашем ОУ выстроилась система мониторингов, которые способствуют изучению эффективности функционирования образовательного учреждения на основе анализа удовлетворённости участников образовательного процесса качеством работы школы».
Практическая часть позволила участникам принять участие в анкетировании, проанализировать сильные и слабые стороны методики удовлетворенности родительской общественности деятельностью ОУ, предложенной администрацией МБОУ СОШ № 6.
«Эффективность современных технологий воспитания в совместной деятельности семьи и школы» - так звучал следующий рассматриваемый вопрос, который для обсуждения предложила Евгения Николаевна Мерзликина. Евгенией Николаевной был представлен опыт работы родительского самоуправления в классе и проведена практика:
Участники стажерской практики с удовольствием составляли текст-обращение к родительской общественности с целью привлечения их к школьной (или внутри класса) акции «БУККРОССИНГ – Планета Книг» (используя материалы, представленные в презент-пакете) и после просмотра видеоролика «Ветер и цветок» обсуждали влияние подобных материалов на родителей, учащихся и самих учителей.
Немаловажный вопрос при работе с родительской общественностью – анализ совместной деятельности.
Заместитель директора по ВР Евгения Николаевна Мерзликина, предложила использовать методику SWOT – анализа. Используя материалы из презент-пакета, пользуясь подсказками презентации, стажеры научились составлять SWOT – анализ на примере деятельности родительской общественности: экспертиза медицинского кабинета, смотр-конкурс «Учебный кабинет», участие в организации и проведении праздничной тематической программы.
Итоги стажерской практики подвела заместитель директора по УВР Наталья Ильинична Алистарова: «Закон «Об образовании» предоставил родителям право стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и школы на уровне социального партнерства, который бы обеспечивал:
Наша задача – прислушаться, помочь, стать единомышленниками и партнерами. Сегодня мы соглашаемся с мнением Д.Уэбстера «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».
Проектная деятельность стажеров помогла создать итоговый продукт – БАНК ДАННЫХ, в который вошли:
Участники стажерской практики дали высокую оценку всей работе стажерской практики, ее организаторам и в целом коллективу МБОУ СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов:
«ФЛЭШТРЕНИНГ «Ветер и цветок», безусловно, обогатил мой педагогический арсенал, помог задуматься, «остановиться», посмотреть на себя со стороны, чутко прислушаться к себе. Полученные знания в полной мере можно применять на практике», - поделилась впечатлениями о стажировке Смыкова О.М., социальный педагог МБОУ СОШ № 11 г. Рубцовска.
Колмакова И.А., заместитель директора по ВР МБОУ «ООШ № 15», отметила эффективность системы работы с родительской общественность в классе, представленную МБОУ СОШ № 6, ее воспитательное значение, направленное на привлечение родительской общественности к участию в самоуправлении.
Кроме того, стажеры заверили, что обязательно будут использовать в своей работе воспитательные технологии, представленные базовой площадкой.
Напомним, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» с 2014 года является базовой площадкой ФСП-3 КГБОУ АКИПКРО «Улучшение качества государственно-общественного управления образованием на основе его децентрализации и распределенности».