Актуальность темы «Государственно-общественное управление в образовании» подчеркивается в Федеральном законе «Об образовании в РФ», который перенес принцип государственно-общественного управления из сферы деклараций в сферу практических принципов организации управления всей системой образования.
6 мая 2015 года на базе МБОУ "Лицей "Эрудит" города Рубцовска состоялась стажерская практика по теме "Механизмы привлечения родительской общественности и учащихся к оценке качества образования в лицее" в рамках Программы ФСП-3 «Государственно-общественное управление в общеобразовательной организации на основе принципов децентрализации и распределенности».
В работе стажёрской практики приняли участие 15 стажёров - директора, заместители директора, учителя, курирующие вопросы государственно-общественного управления, общеобразовательных учреждений города Рубцовска.
Иванова Н. Т., директор лицея, в ходе тренингового упражнения "Мои ожидания" и "Мои сомнения" совместно со стажерами определили цель практики - освоение опыта реализации лицеем эффективной профессиональной деятельности по привлечению родительской общественности и учащихся к оценке качества образования и проектирование способов локализации инновационного опыта применительно к условиям своего ОУ, стажёры высказали свои ожидания от стажерской практики.
Разработанная в лицее модель государственно-общественного управления в форме Управляющего совета, представленная Толстовой О. Г., председателем УС, представителем родительской общественности 10 а класса, позволяет максимально глубоко и с полным пониманием их ответственности вовлечь представителей общественности в реальное стратегическое управление, соблюдая эффективный и рациональный баланс полномочий между коллегиальным управлением и единоличным руководством.
В результате самостоятельной практической деятельности стажеры разработали на основе изученного инновационного опыта модели государственно-общественного управления своих образовательных учреждений, подробно охарактеризовав функции каждой из общественных организаций.
В лицее ведется системная работа по привлечению родительской общественности и учащихся к оценке качества образования.
Инновационный опыт по теме «Школьный военно-исторический музей - центр гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания лицеистов» презентовали Соколова Л. В., учитель истории и обществознания, ветераны и учащиеся - члены Совет музея. Технология проведения учебной экскурсии заинтересовала присутствующих педагогов.
Шевченко Т. А., заместитель директора по воспитательной работе, вовлекла стажёров в деловую игру "Регата" при проведении заседания кабинета министров лицейской страны "Содружество", используя которую удалось проанализировать выполнение плана подготовки к празднованию 70-летия Великой победы, провести общественно-профессиональную экспертизу деятельности ученического самоуправления.
Эффективные приёмы участия родительской и ученической общественности в проведении процедуры самообследования раскрыли Денисенко Т. В., заместитель директора по УМР, Рыблева О. В., социальный педагог. Инструментарий (анкеты) по оценке качества условий, созданных в лицее для реализации образовательных программ, отмечен стажёрами, как ценный опыт, который поможет выявить проблемы в деятельности ОО и спрогнозировать их решения. В качестве экспертов-аналитиков стажёры приняли участие в оценке отчета по самообследованию на соответствие предъявляемым требованиям.
Пошаговая инструкция по привлечению родителей и учащихся к разработке учебного плана в части, формируемой участниками образовательных отношений самостоятельно, представлена Бухарметовой А. М., заместителем директора по УР, Кувандыковой Д. Ж., педагогом-психологом. Стажёры имели возможность закрепить теоретические знания на практике при разработке анкет по выявлению образовательных потребностей учащихся.
Раскрывая возможности АИС "Сетевой край. Образование." Курбатов А. Г., учитель информатики, предложил стажёрам выступить в роли родителей и принять участие в оценке качества образования, стажёры по достоинству оценили форум, как эффективное средство взаимодействия участников образовательных отношений.
Активное сотрудничество с родителями продемонстрировал видеосюжет занятия по бадминтону в рамках внеурочной деятельности учащихся начальной школы, подготовленный Алексеевой Н. В., учителем начальной школы, и Кислинской Н. А., заместителем директора по ВР.
В заключительной части программы в качестве экспертов-аналитиков стажёры приняли участие в фестивале семейных ансамблей "Домик у дороги", подготовленный Шевченко Т.А, заместителем директора по ВР, Бриком Ю. С., педагогом дополнительного образования. Всё разнообразие семейного творчества от декоративно-прикладного до песенно-музыкального искусства, несущее в себе идею единения семьи в творчестве, преемственности поколений, пропагандирующее высокую культуру семьи, было предложено зрителям. Фестиваль получил эмоциональный отклик в каждом сердце присутствующих педагогов.
Для стажёров была подготовлен Ресурсный пакет материалов по теме стажёрской практики: нормативно-правовые локальные акты, методические рекомендации, инструментарий (анкеты) для привлечения родительской общественности к оценке качества образования в лицее, Положение о фестивале семейных ансамблей "Домик у дороги".
Итоговая работа стажёров – описание модели государственно-общественного управления образовательной организацией и разработка критериев для оценки эффективности деятельности органов государственно-общественного управления – выполнена грамотно и с перспективой на дальнейшую реализацию в своем образовательном учреждении.
При подведении итогов стажёрской практики отмечено, что запланированная программа была полностью выполнена, педагоги были вовлечены в продуктивную работу, получили исчерпывающую информацию по всем вопросам, связанным с привлечением родительской и ученической общественности к оценке качества образования. Команда педагогов лицея показала высокий профессионализм, искреннее желание передать наработанный опыт своим коллегам.
98 % стажеров определили уровень организации стажерской практики как высокий.
Отзывы коллег-стажёров:
Доценко Надежда Александровна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №24» г. Рубцовска: «Участие в стажёрской практике для меня было очень полезным. Данное мероприятие повышает профессиональную компетентность по вопросам государственно-общественного управления. Лицей «Эрудит» продемонстрировал свой эффективный опыт работы по привлечению родительской общественности к системе оценки качества образования через участие в процедуре самообследования (проработанность инструментария). Яркие мероприятия дня – Фестиваль семейных ансамблей «Домик у дороги», экскурсия в музее. Обучающая, практикоориентированная работа – спасибо!»
Букрина Галина Петровна, Гилёва Татьяна Анатольевна, учителя математики МБОУ «ООШ № 15»: «Большое спасибо администрации, педагогическому коллективу «Лицея «Эрудит» за предоставление опыта по привлечению родительской общественности и учащихся лицея к оценке качества образования. Дан богатый инструментарий для оценки условий и качества образования. Появились идеи преломления получаемого опыта в практику нашего ОУ»
Булатова Лилия Леонидовна, директор, Феденева Маргарита Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 22»: «Тема стажёрской практики очень актуальна, в ходе стажёрской практики овладели инструментарием для оценки качества образования родителями и учащимися. На практике создавали модель процедуры привлечения родительской общественности к оценке качества псхолого-педагогических, материально-технических и др. условий обучения, продемонстрированы приёмы использования результатов анкеты в улучшении качества образования».
Резникова Наталья Александровна, заместитель директора по УВР, МБОУ «СОШ № 24»: «Несомненно, для общеобразовательных учреждений тема актуальна, поскольку проблема государственно-общественного управления в достаточной мере не изучена. Тем не менее, МБОУ «Лицей «Эрудит» с целями и задачами стажёрской практики справились, поскольку диссеминация опыта состоялась, стажёры повысили профессиональную компетентность по вопросу реализации принципов децентрализации и распределённости ГОУ, многому научились. Интересна работа и военно-исторического музея, опыт которого по работе с общественностью уникален. Особый эмоциональный подъём вызвал Фестиваль семейных ансамблей «Домик у дороги», в ходе которого свои таланты продемонстрировали 6 семейных коллективов. Огромная благодарность всему коллективу лицея».
Материал подготовлен тьютором базовой площадки,
заместителем директора по УМР Денисенко Т. В.