Вопросы государственно-общественного управления в настоящее время относятся к достаточно актуальным, т.к. новые задачи современного российского образования послужили основанием для поиска возможностей по расширению участия общественности в управлении образовательным учреждением. Именно этой проблеме и была посвящена стажерская практика, которая прошла 14 мая 2015 на базе гимназии №40.
В соответствии с программой, целью стажерской практики, с одной стороны, было проведение рефлексивного анализа условий, обеспечивающих развитие модели ГОУ в гимназии №40 на этапе перехода на ФГОС, а с другой стороны, опираясь на уже имеющийся опыт, способствовать развитию профессиональной компетенции стажеров в области проектирования и реализации собственных моделей ГОУ, которые уже есть в школах Барнаула, Новоалтайска, Павловского рай
она, представители которых принимали участие в стажерской практике. Достижение цели шло через решение следующих задач:
• Овладение соответствующим теме стажировки понятийным аппаратом и терминологией.
• Ознакомление с моделью государственно-общественного управления в гимназии №40, которая обеспечивает в настоящее время переход на ФГОС.
• Освоение опыта решения типичных задач, преодоления затруднений и препятствий, возникающих в ходе корректировки модели государственного общественного управления на этапе перехода на ФГОС.
В ходе проведения практических занятий, которыми руководили: Еремина Валентина Дмитриевна, Стерлягова Галина Антоновна, Колесникова Татьяна Алексеевна, Неверова Наталья Владимировна, Сергеева Татьяна Владимировна, Швецова Ольга Павловна, были рассмотрены вопросы:
• Презентация и анализ опыта работы гимназии по реализации модели ГОУ в условиях перехода на ФГОС,
• Взаимодействие образовательных организаций в направлении реализации образовательных программ,
• Новые подходы к организации ученического самоуправления на этапе перехода на ФГОС,
• Технология проведения независимой оценки качества образования в условиях перехода на ФГОС,
• Общественно-профессиональная экспертиза как условие обеспечения качества организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
Стажеры получили возможность:
• осуществить экспертизу рабочих программ по предметам, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС,
• ознакомиться с особенностями реализации дистанционной формы обучения, реализуемой средствами системы Moodle.
Участниками стажерской практики были разработаны локальные акты, нормирующие деятельность различных структур ГОУ в общеобразовательном учреждении, разработаны модели ученического самоуправления. Всеми педагогами были заполнены экспертные листы и подготовлены экспертные заключения на рабочие программы по русскому языку и математике.
В листах самооценки, заполняемых стажерами в начале работы и в конце, прослеживается позитивная динамика в освоении новых компетенций.
Подводя итоги работы, в рамках данной практики, участники пришли к выводу (на основе проведенного анкетирования):
реализация принципа государственно-общественного управления предполагает принятие определенных мер, позволяющих существенно изменить управление образовательным учреждением, например:
• систематическое изучение общественного мнения по проблемам образования;
• создание единого понятийного пространства участников ГОУО;
• информированность о происходящих изменениях в образовательном учреждении участников образовательного процесса и общественности;
• привлечение к деятельности в органах государственно-общественного управления заинтересованных, социально ответственных граждан;
• систематическое обучение основам управления участников ГОУ.
Участие в стажерской практике создало условия для грамотной ориентации не только в основных положениях, отражающих сущность принципа государственно-общественного управления образованием, но и использования систематизированных теоретических знаний при решении профессиональных задач, связанных с расширением общественного участия в управлении образованием в условиях реализации ФГОС ООО.
Материал подготовлен Стерляговой Г.А., тьютором гимназии и Козловой Н.В., консультантом базовой площадки