В Алтайском крае с визитом побывали специалисты Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Мы побеседовали с Ириной Владимировной Гришиной, д.пед. наук, профессором Санкт-Петербургской Академии.
Мы находимся в 132 школе г. Барнаула, базовой площадке проекта «Улучшение качества государственно-общественного управления образованием на основе его децентрализации и распределенности».
Школа демонстрирует очень интересный опыт. Это автономное образовательное учреждение, и здесь как раз очень ярко представлен вклад родителей, их заинтересованное партнерское участие в развитии образовательного учреждения, в развитии и воспитании своих собственных детей. Нам представляется интересным опыт работы комиссий, которые возглавляют родители, члены родительского комитета, общешкольного родительского комитета, работа управляющего совета. Очень интересно такое заинтересованное целенаправленное воздействие родителей и сопровождение деятельности администрации школы, потому что в состав родительского комитета и управляющего и наблюдательного совета входят родители из разных бизнес-структур, из других отраслей промышленности, народного хозяйства. Поэтому этот свежий взгляд людей, которые состоялись как руководители в других областях, подсказывает и помогает педагогам и директору школы, и учителям, и представителям администрации, каким образом решать управленческие задачи, управленческие проблемы, организационные проблемы, которые складываются в школе как в большой бизнес-структуре.
Это взаимовлияние людей, у которых есть педагогическое образование, и людей, у которых нет педагогического образования, но есть успешный управленческий опыт, это как раз тот результат, который мы видим в школе. Для нас очень интересно и важно посмотреть в этой школе, каким образом объединились интересы всех заинтересованных лиц: родителей, социальных партнеров и администрации города для того, чтобы организовать образование детей, жизнь детей в школе и жизнь учителей – потому что учителя очень интересно, заинтересованно рассказывают о своей педагогической деятельности, живут интересами детей, живут своей работой.
Хотелось бы пожелать, чтобы и в других образовательных учреждениях были такие заинтересованные родители, такие внимательные социальные партнеры.
За предыдущие годы в системе образования складывается такая ситуация, что директора боятся открываться, потому что после того, как рассказать о тех проблемах, которые – искренне рассказать, честно рассказать – о тех проблемах, которые есть, - последуют наказания, репрессии, замечания, и будет негативный образ образовательного учреждения складываться, и директора. Уже можно говорить о том, что данное образовательное учреждение находится на лидирующих позициях, потому что опыт государственно-общественного управления в разных регионах разный, и не всегда школы готовы открываться родителям так, как в данном образовательном учреждении, потому что это требует очень серьезной ответственности и уверенности в своих профессиональных возможностях, когда педагогический коллектив готов в открытую взаимодействовать, откровенно говорить о своих проблемах, которые есть в учреждении, и надеяться на заинтересованную помощь и поддержку, а не ожидать наказаний и каких-то репрессий в адрес педагогического коллектива. Этот уровень доверия дорогого стоит. Уже можно говорить, что степень доверия между руководителями и родителями повышается, и, естественно, учредитель, который вкладывает очень серьезные средства в развитие образовательного учреждения, видит отдачу.
Если мы говорим о перспективах развития системы образования в целом, - и Барнаула, и конкретного образовательного учреждения, - мы можем говорить, что сейчас, когда страна – система образования – переходит на федеральные государственные образовательные стандарты, вот здесь, на мой взгляд, реализована идея, которая заложена в федеральных государственных образовательных стандартах: это единство, партнерство, конструктивное взаимодействие семьи, школы и самого ребенка. Потому что когда дети видят заинтересованное и ответственное участие родителей, высокопрофессиональную работу преподавателей и педагогов, они, естественно, и сами пытаются соответствовать этим требованиям, они двигаются вперед, а общественный договор – это основная идея закладывается в федеральных государственных образовательных стандартах. Семья, государство и школа – это те три основные участника образовательного процесса, которые как раз и позволяют повысить качество образования. Поэтому неслучайно мы сейчас с представителями администрации говорим о тех технологиях, которые могут быть использованы для привлечения родителей к оценке качества, говорим о проведении внутренних аудитов качества для того, чтобы повлиять в общем на образовательный уровень детей, повысить качество образовательных услуг, которые здесь реализуются.
В Барнауле в рамках Федеральной стажировочной площадки большое количество стажеров приезжает из других территорий, то есть регион находится на таком уровне, когда честно поделиться с коллегами, обсудить решения, которые предлагаются, которые вырабатываются, формируются, или которые сейчас только прогнозируются и будут в ближайшее время решены, - это как раз тот честный профессиональный взгляд, это профессиональное обсуждение и предложение способов решения тех проблем, которые есть.