Навигация:   ГлавнаяФСП 3НовостиАктуальное интервью: директор школы № 126, председатель «Ассоциации лучших школ Алтая» Загайнов Александр Викторович.
Создано 10 Июнь 2015 Категория: Новости

Настал тот период, когда государственно-общественное управление выходит на первую позицию, на первые рубежи, потому что за последние годы в системе образования было сделано очень много. С финансовой точки зрения, с точки зрения капитальных вложений, оборудования, ремонта школ, повышения квалификации учителей – по существу говоря, одним словом, процесс модернизации состоялся. Состоялся достаточно успешно.

Этот процесс на первом этапе решал самые злободневные, самые важные, м.б. застаревшие проблемы. Но вместе с этим по степени успешности продвижения и возникали новые горизонты, вместе с ними возникали не только новые перспективы, но и проблемы, которые останавливали, тормозили достижение намеченных целей.

Всего несколько лет назад с начала внедрения ФГОС мы понимали, что главная проблема – это качество работы учителя. Потому что можно оборудовать кабинет, можно поставить новую мебель, можно поставить супер-активное оборудование, но если в этот кабинет зайдет учитель с теми же установками, тем же негативным отношением к происходящим событиям, с нежеланием профессионально расти, нежеланием творчески заниматься своим делом, то все первое было бы совершенно лишним. И бытовало такое мнение в педагогической среде, что настоящему учителю ничего не нужно, потому что он сам носитель технологий, и средств, и способов, и контрольно-измерительных материалов, и т.д. Поэтому проблема кадровая сначала возникала.

Сегодня педагогический корпус Алтайского края – один из самых хорошо подготовленных передовых отрядов в области модернизации системы образования. Одним из достижений модернизации можно и назвать то, что педагоги действительно осознали необходимость крепкой связи с семьей, крепкой связи с общественностью, крепкой связи – такое слово, экономический термин – с потребителями образовательных услуг, как бы это многим ни казалось не совсем корректным по отношению к системе образования.

Та модель современных школ, которая сегодня вырастает – школ экономически с большей самостоятельностью, со своими уникальными образовательными системами, образовательными программами, со своими уникальными взаимоотношениями со всеми элементами образовательных отношений, со всеми субъектами образовательных отношений заставила по-новому взглянуть на процесс взаимоотношения главных участников образовательного процесса.

Безусловно, впервые в законе сегодня обозначено, что родители – это полноценные участники образовательного процесса, это не просто родители наших детей, это представители общественных организаций, это представители территориального самоуправления, - это те лица, которые, по существу, заинтересованы в успешном функционировании школы.

Сегодня пришло понимание того, что общественность – это не дополнительный контролер, это не какие-то там дополнительные конфликтные ситуации, отношения и т.д. Общественность – это союзник, это союзник главный, союзник перспективный, союзник, который быстрее и глубже поймет все те проблемы, задачи, которые сегодня стоят в системе образования. Школа пытается развернуться лицом к общественности, привлечь ее на свою сторону, сделать ее союзником, и сделать ее своим главным участником.

Когда пристально стали этим вопросом заниматься, то оказалось, что у общественности огромное поле деятельности в образовательной сфере. Что такое сегодня государственно-общественное управление? Это не просто какие-то формальные советы школы, управляющие советы и проч. Это прежде всего ресурс администрации школы, педагогического коллектива в педагогическом воздействии на своих учеников. Это сегодня по существу и очень важный элемент – вот до чего мы с вами доросли! – элемент общественной экспертизы, когда это самый объективный будет у нас эксперт, потому что не в его интересах лукавить, не в его интересах что-то там придумывать.

В его интересах, показать ту реальную картину, которая существует, но это и ближайший союзник, потому что все те проблемы, которые выявляются такой общественной экспертизой, и решены смогут быть качественно, быстро и эффективно, только в том случае, если, опять же, если общественность начнет помогать в решении этих проблем.

Это, на мой взгляд, один из самых сложных шагов в процессе модернизации системы – сделать так, чтобы эта попытка вернуть общество в школу, сделать общество сопричастным ко всему тому, что происходит в образовательных организациях, не должно стать формальным, не должно вылиться ни в какие там пропагандистические марши, призывы, действия. Необходимо очень тщательно подходить ко всем тем шагам, событиям, связанным с привлечением общественности, а самое главное – нужно открыться перед этой общественностью, и понять, что мы не какая-то корпоративная закрытая организация системы образования, проблемы и сложности которой не дано понять простому родителю, представителю местного самоуправления, территориального, еще каким-то общественным организациям.

Вот когда мы этого достигнем, а мы сейчас чувствуем желание и интерес со стороны всех общественных сегментов: и родительских, и организаций, и пр., принимать участие в жизни образовательных организаций, образовательной системы в целом, - вот когда мы с ними научимся делить свои полномочия, научимся с ними разговаривать на одном языке, признаем в них равноправных партнеров, - вот тогда, наверное, действительно мы получим ту картину, которую мы называем «современная демократическая российская школа 21 века»

Мы были первопроходцами, и сегодня наш опыт в чем-то является уникальным, потому что еще 10 лет тому назад была создана негосударственная некоммерческая организация Попечительский совет школы № 126. Он стал нашим главным социальным партнером, ближайшим, самым ответственным. Его участники – это представители родительской общественности, педагогической общественности, органов местного самоуправления.

Для нас многие годы он являлся опорой, главным помощником. Сегодня мы этот спектр расширяем: мы очень тесно сотрудничаем с ТОСами – Докучаевский, Островский. Сегодня мы очень активно к своей деятельности привлекаем организации молодежные, которые находятся у нас в Ленинском районе: у нас находятся подростковые организации. При этом не забываем о своих ресурсах, таких как родительские комитеты, общешкольный родительский комитеты.

Сегодня совершенно по-новому выстраивается система школьного детского самоуправления: именно в этих организациях, этих людях мы по существу видим своих главных ближайших социальных партнеров и участников государственно-общественного управления.

У нас сейчас происходит сложный момент, когда происходит определенное размежевание: что является вопросами педагогическими, узко профессиональными, а что является вопросами, где общественность может в первую очередь разобраться и помочь в тех или иных проблемах, которые возникают.

Все полномочия описаны у нас в Уставе образовательного учреждения, конечно, они там прописаны рамочно, на базе того старого закона об образовании, который существовал. Сейчас мы работаем над новой редакцией устава. Вот мы видим три сферы применения, когда мы не сможем обойтись без общественных организаций, - это, прежде всего, экспертиза в рамках системы оценки качества образования, которая создается в каждой образовательной организации.

Информационной грамотности уделяется особое значение и важность во всем образовательном процессе. Мы отказались вообще от всяких бумажных носителей, бумажных журналов, нет бумажных рабочих программ.

В нашей школе осуществляется партнерство в области развития и совершенствования материально-технической базы. Это участие в формировании современной системы управления образовательным учреждением. Сегодня государственно-общественные органы из формальных должны не только стать реально действующими, но и занять ту нишу, то она в каждой школе будет складываться по-разному, это хорошо, сегодня это законом позволительно, но в нашем случае это такой совет - Совет в прямом смысле этого слова, потому что от них прежде всего жду советов. Я их получаю, я получаю советы во всех областях: от того, как лучше ребенка одеть, чтобы для него это было комфортно, как лучше его накормить, и, что мне особенно приятно – получаю и варианты путей решения этих проблем.

У кого можно купить форму современного фасона, недорогую и т.д. с кем можно посотрудничать в этом вопросе. Огромное количество родителей приходят и говорят: «Я занимаюсь тем-то тем-то, я могу предоставить ту-то и ту-то помощь.» ни от чего абсолютно не отказываемся. Более того, на сегодня еще одна появляется тенденция, когда организации, учреждения, предприятия начинают обращать внимание на образовательные учреждения и тоже выходят с взаимовыгодными предложениями: «Мы для вас готовы сделать то-то то-то, - хотелось бы, чтобы вы нам помогли в том-то и том-то».

И здесь мы тоже пытаемся найти общий контакт, тоже пытаемся найти точки соприкосновения.

Мы уникальными возможностями пользуемся в нашем Алтайском крае, потому что наши центры занятости населения каждый год запускают летние программы, в которых могут принять участие школьники-старшеклассники. В процессе этих программ происходит софинансирование оплаты труда учащихся, которые достигли 14-летнего возраста. Они учатся новым для себя трудовым взаимоотношениям, они являются работниками, которых нанял директор, у которых есть должностные обязанности, которые выполняют технику безопасности. Они не урабатываются – это 2 часа в день, но, тем не менее, отдача от такого труда, конечно, максимальная.

У нас гигантская территория, 3га, но не было еще ни одно года, чтобы нашу территорию не признали одной из лучших в районе, в городе и т.д. почему? А потому что с радостью за деньги трудятся наши ученики вместе с учителями во благо любимой школы.

Навигация:   ГлавнаяФСП 3НовостиАктуальное интервью: директор школы № 126, председатель «Ассоциации лучших школ Алтая» Загайнов Александр Викторович.
.