Продолжаем серию интервью с участниками круглого стола для руководителей общественных организаций педагогов и директоров лучших школ Республики Алтай и Алтайского края в рамках межрегионального семинара: «Социальная самоорганизация педагогов Алтайского края и Республики Алтай: модернизационный потенциал и социальные практики».
Сегодня предлагаем Вашему вниманию интервью с Янкиной Татьяной Сергеевной, председателем Ассоциации молодых педагогов Алтайского края, учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ № 97 г. Барнаула».
- Тема семинара: Социальная самоорганизация педагогов Алтайского края и Республики Алтай: модернизационный потенциал и социальные практики. В чем, на ваш взгляд, заключается социальная самоорганизация учителей Алтайского края?
Общественные профессиональные организации создают особую институциальную среду, через которую могут разрешаться противоречия в отношениях государства и профессионального сообщества, реализовываться отработка мер социальной политики в сфере образования, меняться параметры проводимых реформ. В нашем регионе активно развивается система государственно-общественного управления, которая включает в себя семь объединений. Накопленный опыт работы по этому направлению позволит провести в будущем краевой Съезд общественных организаций. Одним из наглядных примеров плодотворной работы может служить успешный опыт клуба «Учителя-новаторы Алтая», который был создан по инициативе Губернатора края Александра Карлина и объединил учителей, осуществляющих инновационную деятельность. Основные направления деятельности клуба - поддержка талантливых педагогов, формирование в учительской среде позитивного восприятия изменений в отрасли, обеспечение широкого участия педагогов в разработке региональных программ развития образования, повышения престижа учительской профессии, распространения инновационного педагогического опыта, содействия профессиональному общению.
- В чем Вы видите миссию молодого учителя? Какую роль в становлении молодых играет Ассоциация молодых педагогов?
Школьное образование является важнейшим этапом вторичной социализации (первичная – это семья), закладывает основы социальной компетентности и гражданской позиции. С начала реализации национального проекта «Образование» прошло более десяти лет, в течение которых в системе школьного образования проведен ряд реформ. Сегодня современная школа находится в процессе трансформации, и на этом фоне все большую актуальность приобретают наличие и характер обратной связи и ответных действий от работников школьной сферы, в частности, от профессиональных объединений учителей. Мы понимаем, что в сфере гражданского общества должны проводиться публичные дискуссии, экспертные консультации для достижения понимания и компромисса между профессиональной группой учителей и представителями властной, и экономической, и интеллектуальной элит. Молодой учитель сегодня выступает ярким представителем российского общества, представителем профессионального сообщества, от которого современный ритм жизни требует непрерывного роста, умения осваивать новые ситуации, находить возможности и ресурсы достижения профессиональной и жизненной успешности. Ассоциация молодых педагогов Алтайского края и была создана в 2012 году для расширения таких возможностей и условий. Ассоциация постепенно становится площадкой, где молодой педагог имеет возможность самосовершенствоваться, достигать профессиональных успехов, а самое главное – становиться и быть активным членом профессионального сообщества. Мы - отличаемся от других профессиональных педагогических объединений направленностью на развитие гражданско-профессиональной позиции молодых педагогов, формирование опыта участия в управлении образованием, обеспечении современного качества общего образования. Благодаря поддержки со стороны опытных коллег, а также вниманию краевой администрации за три года нами был реализован целый ряд мероприятий (вебинары, круглые столы, профессиональные конкурсы и т.д.), позволяющих молодым педагогам не только расти профессионально, участвовать в конкурсах, но и быть информированными о происходящих изменениях в системе образования края, принимать участие в обсуждении региональных документов, проявляя свою активную жизненную и профессиональную позицию, как представителя общественности.
- Как руководитель ассоциации молодых педагогов, в чем Вы видите основные приоритеты деятельности своей и других общественных организаций сферы образования Алтайского края?
Вовлеченность учителей в деятельность профессиональных общественных организаций свидетельствует об уровне самоорганизации профессионального сообщества. Они могут собирать вокруг себя единомышленников, высказывать свое экспертное мнение и таким образом оказывать влияние на государственную политику в области школьного образования. Система образования нашего региона сегодня считается одной из ведущих в Сибири и Дальнем Востоке. Это результат эффективного управления образованием в Алтайском крае и роль общественности в этом высока. Ежегодное расширение направлений социального партнерства дает возможность педагогам транслировать передовой опыт, учиться у своих коллег, принимать участие в совместных семинарах и конференциях, поддерживать проектную деятельность учителей-новаторов и т.д. Ассоциация тесно сотрудничает с клубом «Титовцев». Их опыт без преувеличения является уникальным. Мы видим искреннее желание «Титовцев» поделиться своими идеями, наработками, методическими находками. Только за последний год в рамках проекта «Эстафета просветительства» Титовцами совместно с Ассоциацией проведено 6 тематических семинаров в 6 образовательных округах Алтайского края. Каждая встреча очень полезна для начинающего педагога, благодаря им профессиональные знания становятся шире, перед молодыми учителями открываются новые перспективы и они загораются желанием претворять в жизнь опыт своих наставников.
- Что для Вас является значимым результатом участия в межрегиональном семинаре?
С коллегами из Республики Алтай мы договорились поддерживать тесное сотрудничество, обмениваться опытом. Они высоко оценили деятельность нашей Ассоциации, особо отметив меры социальной поддержки молодых педагогов и нашу роль в этом (напомню, Ассоциация осуществляет информационное сопровождение этого процесса), работу с выпускниками ВУЗов и ССУЗов, а также участие Ассоциации в обсуждении и принятии региональных документов в области образования (таким образом мы проявляем свою активную жизненную и профессиональную позицию, как представители общественности). Молодые педагоги из Республики пока не имеют такой возможности, так как их профессиональное объединение только в стадии появления - готовится Положение, формируется состав Совета, но они надеются, что в новом учебном году их объединение начнёт функционировать и будет представлять интересы молодых педагогов региона. В августе мы ожидаем представителей Республики на нашей ежегодной краевой августовской конференции, а также на заседании Ассоциации.