«Одной из важнейших проблем при привлечении общественности к управлению является ее профессионализм», - подчеркивает Лариса Васильевна Исакова, заведующая отделом по образованию администрации города Заринска. – «Потому что одно дело - желать участвовать в управлении, а другое дело - это делать профессионально. Сейчас уже складывается понимание того, что прежде надо обучиться или хотя бы просветиться, а потом уже в участвовать в управлении».
Лариса Васильевна Исакова:
Как мы обучаем родительскую общественность? Через школу ответственного родительства, через лекции по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов. Это то, что сегодня и на государственном уровне, и на уровне края необходимо сделать в каждом образовательном учреждении. Школы ответственного родительства созданы, другое дело, что в работе с родителями следует удержаться от назидания, главное – это просвещение родителей. Мы сегодня стремимся к тому, чтобы в каждом образовательном учреждении вокруг школы ответственного родительства образовалась такая группа, которая действительно могла участвовать во многих вещах, связанных с управлением школы. Родительская общественность неоднородна: есть люди, которые приходят в советы школ, только чтобы помогать решать хозяйственные вопросы, а есть те, которые действительно готовы учиться, готовы понимать, что важно, и участвовать затем вместе в управлении школой.
Начали приглашать общественность к участию в управлении школой еще во время реализации приоритетного национального проекта «Образование», потом эта работа была продолжена комплексным проектом модернизации образования. Впервые начали просить родителей быть в роли общественных наблюдателей с 2008 года в период государственно-итоговой аттестации, затем, когда необходимо было привлекать родительскую общественность к распределению стимулирующей части заработной платы педагогов. Дальше вышел 83-й закон, который заставил нас учить родителей, чтобы они понимали, что такое муниципальное задание, и как они могут в этом участвовать.
И сейчас работа, которая ведется, по крайней мере, начала давать определенные результаты.
Лично меня сильно воодушевил вывод социологов о том, что именно в малых городах общественность должна быть заинтересована и должна участвовать во всем, что происходит в образовании. Этот вывод стал отправным началом нашей активной работы с общественностью.
Сначала мы создали первую нормативную базу, создали городской совет, городское родительское собрание. На сегодня это одна из форм, которая действительно получила поддержку родительской общественности. Там происходит обсуждение актуальных вопросов, в частности, одним из последних обсуждали введение школьной формы.
Время требует, чтобы общественность сформулировала заказ образованию, но мы увидели, что далеко не всегда эта общественность готова его внятно сформулировать, что пока внимание обращено на детали: надо, чтобы крыша была, надо, чтобы учебники были бесплатные, надо, чтобы питание было организовано.
А что нужно сделать, какие условия создать, чтобы в итоге было доступное и качественное образование? И здесь мы поняли, что надо учить, причем учить не только общественность, а еще и самим учиться, как учить общественность.
И нами достигнуты определенные результаты. Очень важно, что общественность стала понимать, что за свой запрос они должны отвечать. И педагоги, школа, в широком смысле слова, тоже должна отвечать за качество образования уже не только перед администрацией, перед органами управления образованием, а именно перед общественностью.
Общественность формулирует свой заказ, определяя, что необходимо на сегодняшний день, городской совет по развитию образования, по сути дела, определяет стратегические направления развития системы образования. То есть без них мы не принимаем какие-то стратегические ориентиры, куда двигаться и как. Ну а коль вы в этом участвуете, то вы за это и отвечаете.
Должен быть сформулирован гражданский заказ, но мы понимаем, что гражданское общество у нас далеко от идеала. Поэтому, с одной стороны, в школе формирование гражданственности - это наша задача, и те, кто занимаются именно развитием государственно-общественного управления, должны четко понимать, как работать с родителями, ну а родители должны понимать и учиться, готовыми быть учиться, чтобы быть в теме происходящего в образовании.
Школа практического менеджмента, на которой уже на протяжении двух лет успешно происходит повышение профессиональных компетенций руководителей муниципальных комитетов по образованию, на мой взгляд, это вообще уникальное явление, которое начинающим руководителям системы образования, специалистам помогает войти в тему, войти в должность. А опытным руководителям школа практического менеджмента дает возможность осмыслить свой путь и оценить его, и использовать тот опыт, который транслируется другими муниципалитетами.
Я на всех занятиях школы практического менеджмента каждый раз беру что-то для себя и, в том числе, в плане государственно-общественного управления образованием, и в плане управления муниципальной системой образования.
Еще один важный аспект взаимодействия с общественностью – сотрудничество со средствами массовой информации как посредником между органами управления и населением. Я убеждена, что многое зависит от того, как то, что происходит в образовании, освещается в средствах массовой информации. И действительно, с печатными СМИ и с городским телевидением налажено очень тесное сотрудничество.
Все абсолютно события, которые происходят в образовании, еженедельно освещаются на страницах городской газеты и в передачах городского телевидения. Родители, в первую очередь, и не только родители в курсе того, что происходит в образовании. СМИ помогают и наладить обратную связь с населением: на каждом аппаратном совещании глава администрации задает вопрос главному редактору газеты, какие поступают вопросы от населения, и если есть какие-то вопросы по образованию, то работаем с теми людьми, которые задают эти вопросы. Сайт администрации города тоже предполагает обратную связь, где могут задать вопросы те, кто не хотят прийти и сказать это в глаза. Люди говорят о проблемах чаще через почту, через личные приемы, через телефонные звонки. Критический взгляд на систему образования издали - он тоже очень важен.