Секция окружных общественных слушаний по Славгородскому и Каменскому округам «Основные направления взаимодействия муниципальных и школьных советов» прошла 10 ноября в Завьяловской школе № 1.
Секцию вели проректор по УМР КГБУ ДПО АКИПКРО, к.п.н. Елена Николаевна Жаркова и директор гимназии № 40 Александр Георгиевич Овсиевский.
Цели работы секции:
представить результаты работы общественного совета по развитию образования в Алтайском крае;
выработать основные направления, формы и средства организации взаимодействия общественного совета по развитию образования в Алтайском крае, муниципальных и школьных общественных советов.
В результате работы должны были быть приняты рекомендации по планированию и координации взаимодействия общественных советов.
В работе секции приняли участие 18 человек: руководители муниципальных советов по развитию образованием, представители родительской общественности (руководители школьных управляющих советов), общественного совета по развитию образования в Алтайском крае.
Участникам секции были предложены для обсуждения форма плана взаимодействия общественных советов, форма фиксации предложений в проект решения общественных слушаний Каменского и Славгородского образовательных округов.
Заседание секции открыл заместитель председателя общественного совета по развитию образования в Алтайском крае Александр Георгиевич Овсиевский. В своем выступлении по теме «Основные направления взаимодействия краевого, муниципальных и школьных советов» он кратко рассказал о работе общественного совета по развитию образования в Алтайском крае; обратил внимание на разнообразие форм и тематики работы советов различных уровней в зависимости от конкретных условий, сложившихся на местах, о возможностях взаимодействия муниципальных советов с краевым советом по развитию образования по вопросам развития независимой оценки качества образования, о необходимости разработки проблем, по которым возможна совместная работа муниципальных и школьных управляющих советов.
Татьяна Михайловна Макеева, председатель муниципального общественного совета по развитию образования Шелаболихинского района, в выступлении «Общественный совет по развитию образования в системе государственно-общественного управления муниципальной системой образования» отметила, что муниципальный совет находится еще в процессе становления, в связи с чем и план работы, и состав совета корректируются при уточнении его целей и задач. За время работы совета - с января 2015 года - проведено три заседания, на которых рассмотрены вопросы:
- об участии в федеральной целевой программе «Доступная среда»;
- об организации летнего отдыха детей;
- о пилотном участии двух школ райцентра во введении школьной формы.
Заслуживает внимания опыт организации взаимодействия Шелаболихинского общественного совета с другими общественными организациями района (советом ветеранов, советом отцов и другими) через представительство их членов в совете.
Совет тесно взаимодействует с комитетом администрации района по образованию:
- ведущий специалист комитета является членом совета;
- совет оказывает помощь комитету в формировании корпуса общественных наблюдателей на ЕГЭ и ОГЭ;
- члены совета участвуют в представительстве от образования на массовых мероприятиях (спортивных мероприятиях, последних звонках, вручении аттестатов, входят в состав муниципальных советов в сфере образования).
Руководство совета нуждается в учебе по вопросам организации работы совета, заинтересовано в контактах с краевым советом, возможно через трансляцию его заседаний. Пока крайне трудно найти пути взаимодействия с Управляющими советами школ, и эта работа еще не велась.
Светлана Готлибовна Липская, председатель общественного совета по развитию образования в Романовском районе, сказала, что в состав совета входят учитель, юрист, депутат районного совета, воспитатель ДОУ, что позволяет совету осуществлять его функции. В разработанном Положении о совете и в плане его работы основной упор был сделан на независимую оценку качества образования и выстраивания рейтинга образовательных организаций района. Была разработана методика оценки, на сайте комитета по образованию открыта рубрика «Независимая оценка качества образования», в которой и были представлены результаты рейтинговой оценки. Они обсуждены и на совете директоров ОО Романовского района. Только в процессе участия в общественных слушаниях пришло понимание того, что муниципальный совет не должен брать на себя функции контролирующих органов, а заниматься содействием развитию образования в районе через организацию помощи образовательным организациям. Этот тезис был поддержан всеми участниками секции.
Далее работа секции была продолжена в малых группах, участники которых обсуждали предложения в план взаимодействия общественного совета по развитию образования в Алтайском крае и муниципальных советов по развитию образования и предложения в проект решения общественных слушаний Каменского и Славгородского образовательных округов.
Участники отметили необходимость:
- конкретизации целей, задач и полномочий советов в положениях о советах, разработанных с учетом специфики муниципалитетов;
- включение в состав советов корреспондентов или редактора районной газеты;
- определение доли участия в советах педагогических работников;
- размещение информации о работе советов на сайтах комитетов по образованию и образовательных организаций, в средствах массовой информации;
- выступления членов совета на педагогических конференциях и сессиях районного и сельского советов депутатов;
- участие их работе различных муниципальных советов и экспертных групп по развитию образования, в решении вопросов независимой оценки качества образования, реструктуризации образовательной сети района, распределении средств инновационного фонда, в представлении к отраслевым наградам;
- необходимость налаживания взаимодействия советов различных уровней в разных формах (вплоть до участия членов вышестоящих советов в некоторых заседаниях нижестоящих).
Итоги работы секции подвела Е. Н. Жаркова, проректор АКИПКРО по учебно-методической работе, проанализировавшая выступления и предложения участников секции, отметив и положительный опыт, и наиболее актуальные проблемы организации работы советов, а также возможные пути решения этих проблем, вклад участников секции в их разработку.
Аналитик Г. Е. Иванов