Работа секции «Апробация профессионального стандарта «Педагог»: дифференциация уровней профессиональных квалификаций. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования» осуществлялась в рамках реализации программы Федеральной стажировочной площадки «Улучшение качества государственно-общественного управления образованием на основе его децентрализации и распределенности» и была посвящена подведению итогов осуществления проекта «Внедрение профессионального стандарта «Педагог» (ПСП) в 2015 году.
В работе секции приняли участие педагогические работники, руководители краевых образовательных организаций, представители МОУО, специалист учебно-методического управления ФБГОУ ВПО «АГАО имени В.М. Шукшина», коллеги из Республики Алтай, Кемеровского ИПК и ПРО.
В ходе установочного доклада Натальей Григорьевной Калашниковой, первым проректором АКИПКРО, были представлены результаты апробации и внедрения ПСП в Алтайском крае, которые обсуждались на Всероссийском съезде в ноябре 2015 года, а также обозначила вопросы для обсуждения участниками секции: инструментарий самооценки профессионального развития педагога как средство мотивации для глубокого изучения ПСП, учет специфики класса, образовательной организации при самооценке профессиональной компетентности педагога на основе ПСП и др.
Поднимая вопрос об улучшении персонифицированной модели повышения квалификации (ПК), как одного из результатов апробации ПСП, Наталья Григорьевна предложила для обсуждения модель описания компетентности в рабочих программах учебных модулей – паспорт компетентности, обозначила проблемы связанные с изменением подходов к формированию технического задания на повышение квалификации и организации итоговой аттестации слушателей по окончании курсов ПК на основе кейсов.
Идеи улучшения персонифицированной модели ПК нашли развитие в выступлении Елены Николаевны Жарковой, проректора по УМР АКИПКРО, которая обратила внимание на специфику создания нормативно-методических основ развития региональной модели персонифицированного ПК с учетом требований ПСП, на состав субъектов персонифицированного ПК и особенности их взаимодействия и ответственности. Уточняя особенности подготовки технического задания на персонифицированное ПК, Елена Николаевна отметила, что оно должно учитывать индивидуализированные требования к результатам, содержанию и объему повышения квалификации. В заключении своего выступления Е.Н. Жаркова выделила ряд проблем, которые требуют решения в части совершенствования региональной модели персонифицированного ПК: как измерить уровень сформированной по результатам повышения квалификации компетентности? как в процессе ПК создать условия, которые приближают учителя к реальной профессиональной деятельности для демонстрации уровня сформированной компетентности?
Далее тьюторы базовых площадок представили результаты апробации ПСП в своих образовательных организациях по двум направлениям: «Аттестация педагогов с учетом требований стандарта» и «Повышение квалификации работающих педагогов».
Все выступающие выразили мнение, что участие в проекте имело большое практическое значение для образовательных организаций. Так, М.Г. Вишник, тьютор МКОУ «Волчихинская СОШ №1», В.В. Хворова, тьютор МБОУ «СОШ №30» г. Новоалтайска отметили, что проведение самооценки профессиональной деятельности с использованием разработанного специалистами АКИПКРО инструментария позволило выявить не только индивидуальные, но и общие для педагогов дефициты профессионального развития и существенно скорректировать планы внутриучрежденческого ПК. Участие в проекте, по мнению О.В. Филиповой, тьютора МБДОУ «Детский сад №260» г. Барнаула и Л.Г. Михайленко, тьютора МБОУ «Лицей №2» г. Камень-на-Оби, способствовало развитию позитивной мотивации педагогов к изучению ПСП и составлению индивидуальных планов развития профессиональных компетенций.
Вместе с тем, выступавшие указали на сложности, которые возникли в ходе апробации ПСП: понимание языка, которым написан профессиональный стандарт, обоснование педагогами результатов самооценки, преодоление ситуации, когда результаты самооценки и внешней оценки не совпадают и др.
Особый интерес у участников секции вызвал вопрос присвоения в пилотных образовательных организациях педагогам статусных званий на основе дифференцированной оценки уровня их профессионального развития. Так, в своем выступлении И.В. Вольф, тьютор МБОУ «Гимназия №74» г. Барнаула представила организацию работы комиссии по присвоению статусных званий и способы подтверждения педагогом уровня профессиональной компетентности в форме творческого портфолио и урока. М.Г. Вишник отметила, что в состав комиссии по присвоению статусных званий важно привлекать в качестве экспертов педагогов, пользующихся авторитетом в коллективе. В завершении обсуждения данного вопроса участники секции пришли к выводу, что наличие педагогов со статусными званиями способствует формированию положительного имиджа образовательной организации.
В завершении работы, обращаясь к участникам секции, Н.Г. Калашникова задала вопрос: «Необходимо ли разработать региональную модель программы профессионального развития педагога?». Л.Г. Михайленко выразила общее мнение о необходимости и практической значимости такого документа.
Все выступающие тьюторы выразили желание продолжить участие в проекте по апробации ПСП.
По результатам изучения удовлетворенности работой секции 70 % присутствовавших выставили оценку 10 баллов, 14 % - 9 баллов, 16 - 8 баллов (оценка проводилась по 10-балльной шкале).
О продуктивности работы секции свидетельствуют высказывания ее участников:
- «Работа была очень эффективной. Представлен практический опыт образовательных организаций. Это ценно. Можно соотнести со своим опытом работы. Много полезного, нужного»;
- «Благодаря участию в работе секции многие вопросы по внедрению ПСП стали более ясными и четкими для понимания. Отметила для себя те вопросы, над которыми велась работа, определила перспективы развития методической работы в своей школе»;
- «было интересно и полезно узнать об опыте внедрения ПСП в других образовательных организациях края. Многие практические моменты возможно использовать в собственной профессиональной деятельности».
Информацию подготовили: И.Н. Стукалова, И.Н. Овсиевская.
Презентации выступавших:
"Результаты апробации Профессионального стандарта «Педагог» в Алтайском крае" Н.Г. Калашникова, д.п.н., профессор, первый проректор КГБУ ДПО АКИПКРО
Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических кадров Е.Н. Жаркова, проректор АКИПКРО по учебно-методической работе, к.п.н., доцент
Внедрение и механизмы применения профессионального стандарта «Педагог» при оценке профессиональной деятельности» МКОУ «Волчихинская СШ № 1» Тьютор базовой площадки Вишник М.Г.
"Профессиональный стандарт как основание развития кадрового ресурса" Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30 г. Новоалтайска» Хворова Вера Владимировна, заместитель директора по УВР
"Горизонтальная карьера педагога: опыт присвоения статусных званий в МБОУ «Гимназия №74» г. Барнаула" Вольф И.В., заместитель директора МБОУ «Гимназия №74»
Эффекты апробации Профессионального стандарта «Педагог» МБОУ «Лицей № 2» г.Камень-на-Оби Михайленко Л. Г., и.о.директора