В работе Всероссийского съезда участников апробации и внедрения профстандарта педагога приняла участие руководитель Федеральной стажировочной площадки – Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, координирующий апробацию профстандарта в крае, – первый проректор АКИПКРО, д.п.н., профессор Наталья Григорьевна Калашникова.
Она отметила, что министр образования РФ Дмитрий Ливанов в своем выступлении обратил внимание собравшихся на ряд вопросов, требующих решения до введения профстандарта:
- как сместить оценку деятельности педагога в сторону от формальности?
- как при оценивании избежать роста бумажной работы?
- кто и как, по каким критериям должен оценивать учителя?
Наталья Григорьевна прокомментировала, что ни в коем случае нельзя оценивать учителя по результатам ЕГЭ. Также важно, что оценивать результаты деятельности учителя должно профессиональное сообщество:
- при оценивании следует обращать внимание на динамику индивидуальных достижений школьников
- на оценку влияют и результаты аттестации, и результаты повышения квалификации. И тут все зависит от того, какая проводится аттестация: по уровневой модели должностей или по уровневой модели квалификации педагогов. Отмечено, что к уровневой аттестации перейти проще.
Также Дмитрий Ливанов указал на необходимость вовлечения в апробацию педагогических вузов и колледжей.
Дискуссию продолжил Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы. Он акцентировал внимание собравшихся на рисках и проблемах внедрения профстандарта:
- подготовка учителей и понимание ими того, что у них в классе есть дети с особыми возможностями здоровья;
- финансово-экономические риски;
- ментальный риск, который заключается в отрицании любых стандартов в педагогике в связи с представлением об учителе как о творческой профессии.
Евгений Ямбург подчеркнул, что профстандарт «Педагог» - это профессиональная рамка, но никак не прокрустово ложе.
Первая фраза, которую должен сказать директор при внедрении профстандарта: «Не все компетенции нужны моим учителям, а только те, которых требует контингент моей школы».
Поэтому первым этапом необходимо дать характеристику школьному контингенту. Какие учатся дети? С какими особенностями? Далее, исходя из этого, следует определить, какой требуется учитель-предметник. Особый акцент ставится на общую культуру педагога, поскольку она оказывает всё большее влияние на процесс обучения.
По словам Натальи Григорьевны, ни один регион не пытался апробировать уровневую аттестацию. В Алтайском крае 73 человека проходили самоанализ на соответствие профессиональному стандарту «Педагог» по характеристикам, которые относятся к его должности. Соответственно меняется и персонифицированная модель повышения квалификации, и рабочие программы.
Подытоживая сказанное, Н.Г. Калашникова подчеркнула, что лучшее средство освоения профстандарта – это проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.
МАТЕРИАЛЫ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ СЪЕЗДА