Предлагаем полный текст выступления Алексеевой Натальи Лукъяновны, директора МКОУ «Тальменская СОШ № 6», на прошедшей 10 декабря VII научно-практической конференции имени И.К. Шалаева «От качества образования – к качеству жизни»:
"Внедрение профессионального стандарта «Педагог» как фактор повышения качества образования"
С 2014 года нами было принято решение об участии в апробации профессионального стандарта «Педагог», так как в рамках внедрения ФГОС (с 2010 года) уже решались задачи повышения компетенций учителей: реализация технологий деятельностного типа в учебной и внеурочной деятельности, формирование ключевых компетенций обучающихся, в том числе опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности.
Идея апробации профессионального стандарта «Педагог» в нашей школе была продиктована необходимостью:
- переосмысления каждым педагогом нового документа, который ложится в основу эффективного контракта, а также снятия напряженности в связи с его введением и создания мотивации на развитие профессионального уровня;
- повышения качества образования через планирование каждым учителем образовательной траектории профессионально-личностного развития с учетом результатов самооценки профессиональных компетенций.
В рамках изучения профессионального стандарта «Педагог» и самооценки был проведен сравнительный анализ требований ФГОС и профстандарта к деятельности учителя. Это позволило понять, что профессиональный стандарт «Педагог» является одним из факторов повышения качества образования.
Целью проекта стало внедрение профессионального стандарта «Педагог» как инструмента повышения качества образования.
1.Изучение профессионального стандарта «Педагог», проведение самооценки с целью выявления компетентностей, которыми педагоги владеют на высоком уровне и профессиональных дефицитов.
2. Создание условий для осмысления, мотивации и принятия педагогами профстандарта как инструмента повышения качества образования.
3.Анализ и определение тех локальных актов на уровне учреждения, которые требуют обновления с учетом профстандарта, определение механизмов управления качеством развития педагогических кадров школы с участием общественности.
4.Управление разработкой и реализацией плана внедрения профессионального стандарта «Педагог» в учреждении.
5.Формирование обоснованных выводов, предложений и рекомендаций по результатам апробации.
Для решения задач предприняты следующие шаги и получены результаты:
Для выполнения задач по созданию условий принятия педагогами профстандарта как инструмента повышения качества образования в учреждении ежегодно проводится процедура самооценки с отчетом о выполнении программ профессионального развития; проводятся открытые уроки, классные часы, мастер-классы, стажерские практики с последующими процедурами самоанализа и экспертизы на соответствие профстандарту.
В результате за год увеличилась доля педагогов, освоивших процедуру самоанализа до 86%; освоено более 30 компетенций, ранее вызывавших затруднения; прошли переподготовку 7 педагогов, нуждавшихся в этом; 4 учителя получили высшее образование, 1 продолжает обучение; увеличилась доля педагогов с высшей и первой категорией с 75% в 2013 году до 80% в 2015 году.
Следствием этого стали достижения школьников:
-100% учащихся 9 и 11 класса успешно проходят государственную итоговую аттестацию, демонстрируя результаты по отдельным предметам выше среднего по муниципалитету и краю.
-Отдельные результаты качественной предметной подготовки (см. таблицу)
Показатели |
Единица измерения | ||
2013 |
2014 |
2015 |
|
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся |
102/ 45% |
112/ 48,5 % |
128/ 51% |
Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку |
72,5 |
64,88 |
70 |
Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе:Регионального уровня Федерального уровня Международного уровня |
184/72%
|
200/75% |
160 / 75 % |
7/3% |
39/15% |
64 / 22,5 % |
|
24/9% |
92/35% |
83 / 29 % |
|
19/7% |
36/14% |
53 / 18,6 % |
- Наблюдается положительная динамика доли обучающихся, имеющих уровень сформированности личностных, предметных, метапредметных результатов учащихся (высокий уровень/повышенный уровень/ базовый уровень) начальной школы –4/22/74%; основная школа – 4/20/76% (2014г); начальной школы –4/22/74%; основная школа – 4/21/75% (2015г).
Кроме того, успешности реализации задач способствовало выполнение плана внедрения профессионального стандарта «Педагог»: в программу развития школы добавлен проект «Управление профессиональным развитием педагогов МКОУ «Тальменская СОШ №6» с учетом внедрения профессионального стандарта «Педагог» на 2014-2017 годы; изменены и дополнены 4 локальных акта, в том числе «Дополнительное соглашение к трудовому договору (эффективному контракту) для учителя» и т.д. Приняты пять новых локальных актов, такие как «Кодекс профессиональной этики педагога МКОУ «Тальменская СОШ №6», «Макет персонифицированной программы повышения профессионального уровня учителя» и др. Заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам со всеми педагогами, с 26% - эффективные контракты.
Удалось обеспечить открытость самого процесса внедрения профстандарта для общественности через работу дискуссионной площадки «Профессиональный стандарт «Педагог». Какой он, современный учитель?».
В инновационной деятельности активно участвуют 45% педагогов школы. В результате по итогам конкурсного отбора наша школа вошла в перечень учреждений, включенных в инновационную инфраструктуру Алтайского края по двум проектам (2015), в том числе по теме «Достижение качества образования через выполнение требований профессионального стандарта «Педагог». Школа заняла второе место на всероссийском конкурсе лучших практик в сфере государственно-общественного управления образованием (в г.Москве).
Авторы выступления: Н.Л.Алексеева, директор, Е.А.Шапкина, заместитель директора по НМР