Навигация:   ГлавнаяФСП 3НовостиПроведение общественных слушаний и стажерских практик по вопросам организации инфраструктурных зон образовательной организации: опыт Лицея 130 "РАЭПШ"
Создано 12 Декабрь 2015 Категория: Новости

Sharapova Mitina museumАктуальный опыт по проведению общественных слушаний и стажерских практик по вопросам организации инфраструктурных зон образовательной организации накоплен в  МБОУ «Лицей №130 «РАЭПШ» г. Барнаула. О нем рассказала в своем докладе Ольга Ивановна Шарапова, директор школы. Выступление вызвало большой интерес участников секции «Улучшение качества государственно-общественного управления образованием на основе его децентрализации и распределенности», прошедшей в рамках VII межрегиональной научно-практической конференции имени И.К. Шалаева «От качества образования – к качеству жизни».

Название секции не случайно совпадает с темой Федеральной стажировочной площадки – здесь был подведен итог двухлетней деятельности ФСП, которая  организована на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования.

На секции были представлены лучшие практики государственно-общественного управления образованием, которые могут широко использоваться в работе образовательных организаций.

В заседании секции приняли участие руководители и тьюторы базовых площадок ФСП, специалисты муниципальных органов управления образованием, представители общественных советов по развитию образования, ведущие консультанты - всего 21 человек.

Модератором выступил Александр Викторович Загайнов, руководитель НКО «Ассоциация лучших школ Алтая», директор МБОУ СОШ №126 г. Барнаула.

О.И. Шарапова отметила, что решить задачи Программы развития лицея невозможно без совершенствования комфортной обстановки в Лицее на основе изменения и развития школьной инфраструктуры, которая предполагает: реорганизацию архитектуры школьного пространства по принципу выделения территориальных модулей (мест), где школьники будут заниматься инновационными видами деятельности, минимизирующими риски для физического и психологического здоровья каждого ученика в процессе обучения; разработку и реализацию новой модели взаимодействия Лицея с другими учреждениями территориальной и ведомственной инфраструктуры.

Элементы инфраструктуры условно подразделены на внутренние и внешние.

К внутренним отнесены зоны: предметного обучения (кабинеты), спортивно-оздоровительная (спортивные залы), технического и творческого труда (мастерские), здоровьесберегающие (кабинет психолога, кабинет логопеда, кабинет социального педагога, медицинский кабинет, стоматологический кабинет, столовая), интеллектуального развития, исследовательской деятельности (музей 80-ой Гвардейской дивизии, Библиотечно-информационный центр).

К внешним отнесены зоны, используемые лицеем на основе договоров о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, культуры, высшего и среднего профессионального образования, бизнес-структур.

Интегрирующим элементом этих зон является информационно-коммуникационная среда, позволяющая обеспечить необходимыми информационными ресурсами все образовательные сообщества лицея.

Изменение школьной инфраструктуры происходит комплексно с использованием инновационных управленческих практик. Одной из таких практик является подготовка и проведение общественных слушаний.

Новизна заключается в формировании процедур принятия управленческих решений, предусматривающих участие общественности в разработке проектов решений и их согласовании в области развития школьной инфраструктуры.

Практическая значимость данного опыта заключается в создании механизма разработки крупных совместных образовательных проектов.

Перспективы продолжения работы в данном направлении видятся в широкой общественной поддержке реализации проектов по развитию школьной инфраструктуры, привлечению необходимых ресурсов (кадровых, материальных, финансовых, административных, информационных) для реализации проектов.

Риски, возможные при организации общественных слушаний, заключаются в слабой заинтересованности общественности, формальном отношении к вопросам проекта.

Еще одной из практик расширения общественного участия в управлении учреждением является проведение стажерских практик «Участие общественности в процессе организации внеурочной деятельности в начальной школе при введении ФГОС».

Здесь часто «за кадром» остается самое важное. Как организовать позитивную коммуникацию всех участников образовательного процесса, чтобы достичь желаемого результата? Стажерские практики являются эффективным средством для создания условий «обучения в действии» педагогов, администрации образовательных учреждений, родительской общественности, социальных партнеров. На базе лицея были организованы стажерские практики по темам: «Развитие форм государственно-общественного управления в образовательном учреждении», «Механизм участия ГОУ в создании условий для внеурочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС». Участниками стажерских практик были руководители образовательных учреждений г.Барнаула, городов и сел Алтайского края, Красноярского края, республики Бурятия, представители Советов учреждений образовательных организаций. Во время работы происходило постоянное обсуждение особо важных, интересных вопросов. Ничего не оставлялось «на потом». В связи с этим отмечалась высокая мотивация участников в работе групп. Происходил не просто обмен опытом, а, что особо важно, рождался опыт организации взаимодействия коллектива для решения социально-значимой задачи. Участникам стажерской практики было предложено познакомиться с кейс-технологией и на ее основе разработать кейсы по теме «Механизмы участия ГОУ в разработке и реализации модели организации внеурочной деятельности ОУ, обеспечивающей современное качество образования». Использование администрацией школы в практике данной технологии позволит обеспечить формирование открытой образовательной среды, ее вариативность. Данная технология позволяет использовать определенные организационные алгоритмы при решении проблемы.

Характеризуя опыт организации и обеспечения содержания стажёрских практик на базе своей школы, Ольга Ивановна отметила особое значение участия в практиках родительской общественности. Родители нередко оказывались более убедительными распространителями передового опыта школы, способными строить коммуникацию со стажёрами на доступном языке, готовыми отвечать на вопросы стажёров, искать ответы на эти вопросы в случаях, если в период практики ответить не было возможности.

Аналитики: Падалко Татьяна Васильевна, директор филиала КГБУ ДПО АКИПКРО, к.п.н., доцент; Иванов Геннадий Егорович, заведующий кафедрой истории, обществознания и экономических дисциплин КГБУ ДПО АКИПКРО, к.и.н.

Навигация:   ГлавнаяФСП 3НовостиПроведение общественных слушаний и стажерских практик по вопросам организации инфраструктурных зон образовательной организации: опыт Лицея 130 "РАЭПШ"
.