Рыбицкая Валентина Анатольевна, руководитель КПОП и КМК, учитель физики МБОУ «Лицей 124» Ленинского района г.Барнаула, старший преподаватель кафедры ТиМП ЕНД АКИПКРО:
«Лабораторные работы - это одна из важных составляющих частей учебного процесса по физике, поскольку во всех УМК примерно процентов 10-15 по программе отведено лабораторным работам. И лабораторные работы, как правило, вызывают большой интерес у ребят, они с удовольствием на этих уроках работают, благодаря этому мотивация к обучению физике у детей повышается».
Эксперимент, демонстрационные опыты Валентина Анатольевна использует не только на уроках, но и во внеурочное время. Готовит ребят к различным конференциям, конкурсам. Так, например, в прошлом году школьники талантливого педагога ездили на конкурсы в Новосибирск, в Москву, где стали призерами. Ребята с помощью лабораторного оборудования проводили эксперименты, делали научные исследования.
Забродина Екатерина, ученица 11 Д класса лицея № 124:
«Я со своим учителем разработала исследовательскую работу по измерению магнитной проницаемости слабомагнитного материала. С рядом вопросом мы обратились в институт ядерной физики в Новосибирске, там нам помогли, специалисты института стали нашими консультантами, и мы разработали прибор. В течение года проходило его тестирование. На конкурсах я показывала действие своего прибора. В итоге моя разработка заняла третье место в международном конкурсе «Старт в науку», который проходил в Москве, а на региональном конкурсе «Эврика» в Новосибирске была удостоена второго места.
Эта работа непосредственно связано с моей мечтой - я всегда хотела стать ядерным физиком. Мой прибор как раз имеет отношение к этому разделу, в процессе его создания я очень много узнала о другой стороне ядерной физики, было очень интересно, эта разработка - богатый опыт для меня».
Рыбицкая В.А. активно делится своим профессиональным опытом с коллегами.
«В рамках учебно-методического объединения учителей физики мы проводим семинары и открытые уроки по использованию лабораторного оборудования, в том числе нового оборудования. Ежегодно у нас 2-3 семинара для учителей края и города. Возрастает количество участников, мы получаем положительные отзывы по итогам мероприятий. В ходе семинаров демонстрируются возможности нового лабораторного оборудования, в том числе таких кабинетов, как L-микро. (Прим. L-микро - это учебное оборудование для проведения демонстрационных экспериментов и лабораторных работ по физике, разработанные на основе современных технологий. Комплекты лабораторного оборудования L-микро базируются на использовании компьютера в сочетании с различными датчиками для измерения физических величин и для обработки данных. Ученический эксперимент, организованный с помощью оборудования L-микро, не только способствует уверенному усвоению учебного материала школьной программы, но и развивает способности самостоятельно проводить все более сложные и интересные опыты.) Организовываем открытые уроки с L-микро, рассказываем об особенностях и возможностях цифрового оборудования, интерактивной доски на уроках физики.
L-микро, Паскаль, Архимед - вот эти направления, которые можно использовать на уроках. И в том числе стандартное лабораторное оборудование в новом исполнение тоже используется на уроках физики для выполнения лабораторных работ по программе.
Оборудование позволяет более наглядно видеть эксперимент, то есть те процессы, которые происходят, например, в ядерной физике, мы не можем посмотреть, но оборудование дает возможность увидеть многие процессы изнутри - как молекулы движутся, как осуществляется реакция и т.д.
Сложности возникают у педагогов при работе с новым оборудованием, поэтому мы проводим обучающие семинары. Педагоги, как и школьники, постоянно учатся новому.
Сложно судить о динамике качества образования, так как у каждого учителя свои показатели, но в целом заинтересованность физикой увеличивается. Эта тенденция прослеживается даже по увеличению количества детей, сдающих ЕГЭ по предмету. На сегодняшний день это 25 % выпускников, отмечу, что это очень большой показатель. По уровню сдачи экзамена школьниками край приближается к среднему показателю по России, пока отстаем где-то на 1 балл.
Учителя заинтересованы в том, чтобы ребятам нравились уроки. Надо видеть, с каким удовольствием учащиеся проводят эксперименты, какое удовлетворение получают от своей работы. Поэтому эти уроки интересны и детям, и учителям», - подчеркивает Валентина Анатольевна.