Итоги деятельности Федеральной стажировочной площадки (АКИПКРО) по теме «Улучшение качества государственно-общественного управления образованием на основе его децентрализации и распределенности» были подведены на VII межрегиональной научно-практической конференции имени И.К. Шалаева «От качества образования – к качеству жизни», прошедшей 10 декабря в Барнауле. С докладом выступила руководитель ФСП, д.п.н., профессор Наталья Григорьевна Калашникова.
Федеральная стажировочная площадка (ФСП) действовала на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (АКИПКРО) в течение 2014-2015 гг. За это время была выработана модель государственно-общественного управления образованием. Модель определяет условия, формы, механизмы, направления взаимодействия органов государственно-общественного управления от уровня образовательной организации до краевого.
Основными характеристиками практики государственно-общественного управления образованием в Алтайском крае являются следующие:
• Совместная деятельность государственных и общественных структур по управлению образовательными системами, проектами.
• Делегирование части властных полномочий и их распределение между общественными структурами (децентрализация и распределенность).
• Согласование с общественностью принимаемых решений.
• Совершенствование механизмов (способов) разрешения возникающих противоречий.
Общественность участвует в управлении образовательным процессом посредством реализации в крае ряда проектов, например:
«Модель привлечения родительской общественности «Родительская инициатива» к оценке качества образования в условиях реализации ФГОС»;
«Привлечение общественности к самообследованию общеобразовательной организации»;
«Партнерство и проекты как способы привлечения общественности к социальному сопровождению замещающих семей»;
«Общественно-активные школы» и другие.
Информационную открытость образовательного процесса обеспечивает привлечение общественности к самообследованию общеобразовательной организации, к управлению инновационной инфраструктурой системы общего образования Алтайского края и к деятельности краевых учебно-методических объединений педагогов.
Общественная оценка качества образования проводится благодаря разработанной региональной модели управления качеством образования в Алтайском крае, участию общественности в аттестации педагогических работников и др.
Таким образом, достижение качественно нового уровня региональной системы государственно-общественного управления образованием стало возможным благодаря развитию нормативной базы ГОУО (приняты «Стандарт деятельности Управляющих советов в образовательных организациях края», «Критерии оценки эффективности деятельности органов государственно-общественного управления образованием»). Скорректированы и перераспределены функции субъектов системы государственно-общественного управления образованием.
Все участники государственно-общественного управления проходят обучение, благодаря чему повышена компетентность субъектов образовательного процесса и общественности в области ГОУО через создание стабильно функционирующей системы обучения всех участников ГОУ.
Обеспечена информационная открытость деятельности Федеральной стажировочной площадки, базовых площадок проекта.
Участники ГОУО подготовлены к участию в экспертизе и оценке качества образования на всех уровнях.
Для повышения эффективности государственно-общественного управления образованием использованы результаты мониторинговых исследований.