В современных условиях школа может и должна формировать общественные представления о перспективных целях и результатах образования, строить диалог с обществом, презентуя эти результаты в деятельности учащихся. Эффективность и качество образовательного процесса в школе может оценить профессиональная общественность, включающая в себя представителей различных профессиональных групп.
В МБОУ «Первомайская сош» Бийского района 9- 11 апреля 2014 года прошла стажерская практика в рамках ФСП-3 «Улучшение качества государственно-общественного управления образованием на основе его децентрализации и распределенности». Темой стажерской практики стала «Общественно-профессиональная экспертиза программ и проектов, обеспечивающих качество оценки и самооценки планируемых результатов младших школьников».
Экспертное общественно-профессиональное сообщество представили зам. директора по УВР, руководители методических объединений, учителя начальных классов г. Бийска и Бийского района в составе 25 человек.
На первом этапе в соответствии с программой стажерской практики общественным экспертам была предоставлена возможность:
– посетить и провести экспертизу шести уроков по образовательным программам «Гармония», «Школа 2100», внеурочных занятий по курсам «Рисование на песке», «Риторика» на соответствие требованиям ФГОС НОО;
– выявить соответствие оценочной и самооценочной деятельности обучающихся начальной ступени требованиям федерального образовательного стандарта.
Такой организационный подход позволил каждому участнику стажерской практики построить свой маршрут по своим запросам и потребностям.
Результатом первого этапа стали заключения экспертного профессионального сообщества.
Было выявлено, что уроки и внеурочные занятия, проведенные Трапеевой Н.И., Парада С.А., Максимовой А.Б., Тришкиной Н.Г., Заздравиной Е.А., Рыжих Л.А., учителями начальных классов соответствуют требованиям системно-деятельностного подхода и получили высокий уровень - от 20 до 27 баллов.
Экспертами было отмечено разнообразие форм, методов, приемов и способов организации самооценочной деятельности обучающихся на уроках, внеурочных занятиях.
Кроме того, были высказаны некоторые предложения:
– целесообразно вывести проектную группу учителей школы для проведения мастер-классов, презентаций и распространения экспериментального опыта на различные уровни;
– для повышения эффективности внедрения инновационной модели учителям начальных классов пройти курсы повышения квалификации в области реализации мониторинга уровня достижения планируемых результатов;
– обобщить опыт в форме публикаций, адресованных учителям начальных классов.
На втором этапе стажировки была проведена экспертиза качества модели формирования и развития самооценки младшего школьника. Прежде чем презентовать модель Татьяна Витальевна Гаврутенко, тьютор базовой плошадки, зам. директора по УВР, предложила разработать критерии экспертизы качества модели.
Заключением второго этапа стала разработка и презентация модели организации самооценки младших школьников в собственном ОУ с использованием опыта стажерской площадки. Стажерами были представлены условия, обеспечивающие эффективность формирования и развития самооценочной деятельности обучающихся. Дискуссионным стал вопрос механизма проведения диагностики самооценки обучающихся.
Третий этап стажерской практики посвящен экспертизе качества инновационного проекта команды учителей начальных классов «Технология самооценочной деятельности младших школьников». В качестве руководителей проектной команды выступили Максимова А.Б. и Тришкина Н.Г., учителя начальных классов.
Кроме того на методической выставке были представлены: программа деятельности проектной команды учителей на два года; проекты лучших уроков и внеклассных мероприятий, которые стали победителями российских, краевых и районных конкурсов; методические рекомендации учителей, посвященные технологии организации оценочной и самооценочной деятельности младших школьников; нормативная база и диагностический инструментарий.
В процессе самостоятельной работы стажеров предметом общественно-профессиональной экспертизы выступили: программа формирования универсальных учебных действий младших школьников, программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
Внешняя экспертная оценка программ позволила сделать следующее общее заключение:
– разработанные программы соответствуют требованиям ФГОС нового поколения к структуре, к результатам и условиям ее реализации: материально-техническим, кадровым, информационно-методическим;
– программы отражают системную образовательную деятельность и направлены на достижение планируемых результатов младших школьников.
Таким образом, представленные на экспертизу продукты позволили обосновать общее суждение о качестве образовательного процесса младших школьников.
На основе апробации модели и критериев общественно-профессиональной экспертизы можно говорить о том, что:
• применение предлагаемой модели экспертной оценки и результаты общественно-профессиональной экспертизы являются фактором повышения качества образовательного процесса, так как позволяет выявить его сильные стороны и обосновать решения по устранению недостатков;
• общественно-профессиональная экспертиза становится ещё и механизмом осуществления обратной связи, позволяющей учитывать в образовательном процессе школы запросы и предложения потребителей образовательных услуг.
Для стажеров погружение в экспертно-аналитическую деятельность позволяет, прежде всего, выявить сущность инновационного опыта, выступая участником его улучшения и преобразования. Через экспертно-аналитическую деятельность стажер выявляет, насколько инновация является подлинной. Кроме того, стажер погружается в рефлексию, в результате которой он выявляет дефициты в собственной профессиональной деятельности.
В целом процедура общественно-профессиональной экспертизы образовательной деятельности становится реальным механизмом государственно-общественного управления образованием.