Этой теме был посвящен обучающий семинар-тренинг «Навыки проведения программ восстановительной медиации для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: медиация в семье и семейные конференции».
Семинар проходил с 28 по 30 апреля в г. Барнауле на базе Лицея №3, который стал инициативным центром подготовки детско-взрослых команд для работы в школьной службе медиации.
В семинаре приняли участие трое сотрудников Научно-методического центра развития воспитательных систем Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования и команда из 12 школьных преподавателей, прошедших повышение квалификации в АКИПКРО по теме «Создание школьных служб примирения». Заинтересованность в становлении системы посредничества при разрешении конфликтов в образовательных организациях края не случайна. На взращивание ответственности у граждан направлена деятельность Федеральной стажировочной площадки (ФСП), созданной на базе АКИПКРО. Тема площадки – «Улучшение качества государственно-общественного управления образованием на основе его децентрализации и распределенности». Привлечение общественности к разрешению спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в школе, находится как раз в русле деятельности ФСП.
Семинар-тренинг состоялся в рамках реализации Программы развития воспитательной компоненты Алтайского края, с целью повышения квалификации руководителей и педагогов школ и органов управления образованием, работающих по подпроектам Программы «Правовое воспитание» и «Развитие коммуникативной культуры, социо-медиакультурного взаимодействия».
Ведущий семинара — Рустем Максудов, президент центра «Судебно-правовая реформа» (г. Москва).
Особенность уникального семинара не только в специфических технологиях и новой философии коммуникации в конфликте, но и в обучении этому команды от региона. В составе команды - специалисты разных ведомств и уровней как системы образования, так и социальных служб и ведомств.
Участие преподавателей кафедры общественных дисциплин и воспитания в семинаре позволит в будущем содействовать взращиванию новых социальных практик в Алтайском крае. Этому послужит использование технологий медиации в системе общего образования, а также создание на базе школ вариативных моделей урегулирования школьных конфликтов.
Информацию подготовила А.А. Митина, к.п.н., доцент
Справка. Восстановительное правосудие (и шире — восстановительный подход) помогает людям самим исправить зло, причиненное конфликтами и преступлениями.
Центральным вопросом в данной практике является вопрос создания условий для исправления зла, нанесенного конфликтами и преступлениями: переживаний конфликтующих сторон, травм жертв преступлений, стремления отомстить, повышения уровня агрессии и злобы всех вовлеченных в конфликтную или криминальную ситуацию участников.
Идея восстановительного правосудия состоит в том, что всякое преступление должно повлечь обязательства правонарушителя по заглаживанию вреда, нанесенного жертве. Государство и социальное окружение жертвы и правонарушителя должны создавать для этого необходимые условия. Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие жертвы и обидчика (а также всех затронутых преступлением людей) в работу по решению возникших в результате преступления проблем с помощью беспристрастной третьей стороны – медиатора. Такие программы проводятся только при условии добровольного согласия сторон.
Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание.
Значение идеи и практики восстановительного правосудия шире, чем реагирование на преступление. Восстановительное правосудие (точнее, восстановительный подход) кроме криминальных ситуаций может применяться в системе общего, профессионального и дополнительного образования, системе социальной защиты, МВД, судебной системе и семейно-бытовой сфере для преодоления негативных последствий конфликтов.