В работе дискуссионной площадки 13 мая, прошедшей в АКИПКРО в рамках релаизации проекта "Улучшение качества государственно-общественного управления образованием на основе его децентрализации и распределенности" приняли участие заместители директоров по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классные руководители из 49 образовательных учреждений 42 районов Алтайского края, городов Камень-на-Оби, Барнаул, Новоалтайск, Рубцовск.
Ведущая дискуссионной площадки Новикова Ирина Алексеевна, доцент кафедры общественных дисциплин и воспитания, представила участников круглого стола:
Новикова Ирина Алексеевна обозначила цель дискуссионной площадки: обеспечение единой платформы для конструктивного сотрудничества образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по обеспечению конструктивного взаимодействия по воспитанию несовершеннолетних в условиях поликультурного общества.
Владимир Иванович Матис, доктор педагогических наук, профессор, проректор по НМР Алтайского института культуры, пригласил всех участников дискуссионной площадки согласовать понимание основных слов-понятий, используемых на дискуссионной площадке: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ», «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ», «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ».
Аудитория согласовала понимание толерантности как взаимоуважения «Себя – Другого», приняла концепцию толерантности как витальной (жизненно важной) ценности человека в условиях поликультурного общества.
Владимир Иванович выделил основания поликультурности для продолжения дискуссии: национальные ценности и культуры, социальное расслоение, физиологические и психологические «инакости» и др.
Дополнительную информацию можно посмотреть, познакомившись с изданиями Владимира Ивановича
Методологическая схема для осмысления контекста дискуссии представлена в редакции аналитика А.А. Митиной (Схема 1)
Коровина Лариса Валерьевна (Ребрихинская СОШ Ребрихинского района): «В результате обсуждения методологических установок мною зафиксированы следующие методы эффективной педагогической работы по воспитанию толерантности подростков: исследовательская деятельность, социальные учебные проекты, деловые игры, праздники и фестивали. Одно из эффективных средств - развитая эмпатия, умение слушать и слышать, которое демонстрирует педагог, взрослый».
Бекмуратов Мурат Серикович: «Позиция нашего сообщества состоит в том, что любые противоречия, особенно в воспитании, снимаются через организацию и проживание общего дела, совместного праздника. Общественная палата Алтайского края проводит праздники, так называемый «ВЕНОК ДРУЖБЫ». Это мероприятие раскрывает национальные традиции. Мы готовы работать не только в Барнауле, но и в других городах края, районных центрах. Готовы взаимодействовать со школами и общественными организациями, муниципалитетами».
Геворгян Гарик Меграбович: «Я лично убежден, что воспитание детей надо начинать со взрослых: какие мы, такие и они. Взрослым же нужно начинать с себя. И любое воспитание начинается с проживания, чувственного восприятия другого как близкого, как товарища. У нас в организации открыта воскресная школа, но не по принципу религиозной конфессии, а по принципу изучения культуры и языка. Ещё мы приглашаем всех на музейную ночь в музей «Город». Там 17 мая с 19.00 до 20.00 будет концерт, на котором мы представим песни, танцы, стихи армянского народа, в целом армянскую культуру».
Цыганкова Юлия Геннадьевна (Новоярковская СОШ Каменского района) и Паршукова Елена Андреевна (Гоноховская СОШ Каменского района) подняли вопрос о важности педагогической задачи воспитания принятия Другого. Взрослый человек не сможет сознательно в себе преодолевать «барьеры», «разрывы отношений», если не усвоит, не прочувствует единение со всеми людьми, а главное с теми людьми, с которыми его жизнь свела в местном социуме, который мы традиционно называем «малая Родина».
Зелепугина Людмила Петровна (Новороссийская СОШ Рубцовского района) привела яркий пример, как в маленькой деревне, разрушенной в 90-е годы, школа стала центром местного развития, сплотив и детей, и взрослых за счет включения в содержание школьной программы сельскохозяйственного труда. Теперь это школа агротехнического направления, и общее дело позволяет проживать и присваивать культуру совместного дела через разделенную ответственность.
Гаврилов Юрий Васильевич (Барнаульский кадетский корпус) проблематизировал дискуссию противоречием: «Не возникает ли парадокса при нашем патриотическом воспитании, когда мы говорим о патриотизме и национальной гордости? Украинец живет в России, а национальная культура, национальные корни в Украине?»
Найти ответ попытался Владимир Иванович Матис: «Хотелось бы уточнить про механизм интеграции множества в единое, про развитие истории по спирали, про освоение ценностей на микроуровне, мезоуровне, макроуровне. На примере истории это можно соотнести так: микроуровень – локальная и региональная истории, освоение ценностей территории, на которой проживает человек; мезоуровень – это история и ценности более обширного масштаба – страны, а макроуровень – мировой цивилизации и определение своего места, своего индивидуального лучика в процессе исторического развития. Так что одно не противоречит, а приумножает другое!»
Подводя итог дискуссионной площадки, Ирина Алексеевна Новикова задала всем участникам вопрос: «Что лично Вам дало участие в дискуссионной площадке? В чем её ценность для Вас?»
Владимир Иванович Матис: «Любое общение обогащает. А общение с заинтересованной аудиторией профессионалов, занимающихся важным и для меня делом, обогащает вдвойне».
Мурат Серикович Бекмуратов: «Мне было просто интересно! Быть сопрочастным педагогическим задумкам для меня очень важно. Я один из нашей большой семьи не педагог, но дискуссии на педагогические темы о способах воспитания и достижения педагогических задач для меня важны. Вопросы, которые волнуют вас, коллеги, волнуют и меня как отца, как руководителя общественной организации, просто как человека».
Гарик Меграбович Геворгян: «Я впервые в педагогическом заведении для учителей. Мы всегда открыты для сотрудничества, и мне было важно увидеть и услышать, что для педагогов Алтайского края, обучающих детей более чем 140 национальностей, важно воспитать ребятишек с активной гражданской позицией, толерантных к другой культуре, открытых всему новому. Ещё раз приглашаю всех 17 мая в музей «Город».
Педагоги сердечно поблагодарили участников и ведущего круглого стола за возможность по-новому взглянуть на проблему воспитания толерантности, за интересный и позитивный разговор по душам, за профессионализм при организации встречи.
Результат работы дискуссионной площадки:
приняты за основу взаимодействия методологические позиции руководителя научной школы поликультурного образования В.И.Матиса;
выявлены и зафиксированы противоречия проектирования педагогической программы воспитания толерантности;
выделены инвариантные направления работы с учащимися 5-9 классов по воспитанию толерантности
Эксперт-аналитик:
Митина Алена Александровна, доцент кафедры общественных дисциплин и воспитания, к.п.н.